Все об интернет-маркетинге
из первых рук
Подписаться на рассылкуподписаться
на рассылку
нас уже
112 132

Тенденции развития поисковых систем

Мы ведем наш дайджест с 2012 года, и обладаем главной базой приемов по продвижению интернет-проектов.

Современные поисковые системы — это мощнейшие аппаратно-программные комплексы, целью которых является индексирование документов в сети интернет для выдачи данных по запросу пользователей.

Для предоставления качественной и актуальной информации поисковым системам приходится постоянно совершенствовать свои формулы ранжирования. Обеспечение максимально высокого качества выдачи для пользователей и воспрепятствование манипуляциям с ней со стороны оптимизаторов — вот ключевые цели развития поисковых систем.

Во времена, когда поисковые системы только-только стали появляться на свет, их алгоритмы ранжирования были очень примитивны. Благодаря чему наиболее находчивые оптимизаторы стали продвигать свои сайты так, чтобы они появлялись в выдаче по интересующим их запросам. В результате это привело к тому, что ресурсы, которые зачастую не несли пользователю никакой полезной информации, становились первыми, тем самым отодвигая более полезные сайты на второй план.

В ответ на эти действия поисковые системы стали защищаться, совершенствуя свои алгоритмы ранжирования, вводя в формулы все новые переменные и учитывая все новые факторы. Со временем эта борьба оптимизаторов и поисковых систем перешла на новый уровень и поспособствовала появлению более совершенных алгоритмов, основанных, в том числе и на машинном обучении.


Этапы развития поисковых систем:


sxem.png

Как можно увидеть из схемы, развитие поисковых систем и их алгоритмов идет по кругу. Одни создают новые алгоритмы, другие приспосабливаются к ним. Сложно сказать, остановится ли когда-нибудь этот процесс, но лично я склонен считать, что нет. Несмотря на то, что алгоритмы ранжирования поисковых систем в последнее время не только меняют значимость различных факторов, но и изменяются качественно, это не пугает оптимизаторов: их арсенал постоянно пополняется все более новыми приемами.


Как часто поисковые системы изменяют свои алгоритмы?


Обратимся к главной поисковой системе Рунета — Яндексу. Качественные и принципиальные изменения формул ранжирования в ней происходят в среднем один раз в год. Не так давно Яндекс представил новую поисковую платформу под названием “Калининград”. Ее суть состоит в формировании персональной выдачи для каждого пользователя на основании его поисковой истории и предпочтений.

Помимо этого не стоит забывать, что у каждой поисковой системы, в том числе и у Яндекса, постоянно случаются “подкрутки” формул ранжирования, когда в автоматическом либо полуавтоматическом режиме влияние определенных факторов занижается, а других, наоборот, — повышается. Все это делается лишь с одной целью — максимально улучшить поисковую выдачу, избавив её от сайтов, не удовлетворяющих потребности пользователей, и тем самым повысить её релевантность.

Рассматривая изменения в поисковой системе Google, можно увидеть, что преобразования формулы ранжирования также происходят постоянно, а сам Google из года в год рапортует о сотнях мелких изменений. Но если говорить не о формуле ранжирования, а о фильтрах, которые помогают Google очищать выдачу от низкокачественных сайтов, то новые версии алгоритмов, такие как Панда или Пингвин, появляются с периодичностью раз в 3-6 месяцев.

Ответить на поставленный выше вопрос можно так: поисковые системы постоянно совершенствуют алгоритмы ранжирования, а кардинальные изменения происходят в среднем раз в 6-12 месяцев.


Какие алгоритмы поисковых систем представляют реальную угрозу для продвижения?


Хочется ответить “слёту” — никакие, но все же давайте разберемся. А для этого нам надо задаться вопросом — ставят ли поисковые системы своей целью воспрепятствовать поисковому продвижению?

Я считаю, что нет. Для этого есть несколько обоснований:

1. Оптимизаторы помогают поисковым системам совершенствовать свои алгоритмы, что в конечном счете приводит к улучшению качества выдачи. Ведь если бы не было оптимизаторов, то и поисковые системы, вероятнее всего, остановились бы в своем развитии в 2000-м году.

2. Без оптимизаторов выдача по многим коммерческим запросам была бы похожа на сборник рефератов и бесполезных информационных статей.

Если бы поискового продвижения не существовало в принципе, то и поисковым системам не имело бы смысла расти и развиваться так же интенсивно, как они делают это сейчас.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу:

Поисковые системы и SEO тесно и неразрывно связаны друг с другом. Именно поэтому, соблюдая установленные ими правила, можно абсолютно не бояться алгоритмов, ведь ПС не ставят своей целью уничтожить SEO как таковое.


Развитие сервисов поисковых систем


Говоря о поисковых системах, не стоит забывать о том, что у Яндекс, Google или Bing существуют собственные сервисы, призванные помочь пользователям. Помимо поисковых результатов, за годы эволюции ПС изучили поведение своих пользователей с целью повысить удовлетворенность результатами выдачи.

Собственно для этого поисковая система Яндекс и придумала механизм т.н. “Колдунщиков”, которые помогают пользователю быстро получить ответ на свой вопрос. Так, например, при вводе запроса «прогноз погоды» Яндекс прямо на странице с результатами поиска отобразит информацию о погоде на текущую дату, избавив тем самым пользователя от необходимости переходить по результатам выдачи.

Другие поисковые системы, например, Google, пошли дальше и вместо “Колдунщиков” предложили более интересное решение — “Граф знаний”.

“Граф знаний” (с англ. Knowledge Graph) — это первая ступень на пути Google к интеллектуальному поиску. Благодаря этому нововведению поисковик отображает в результатах выдачи не только стандартные ссылки, но и прямые ответы на вопросы пользователей, краткую справку об объекте запроса и информацию о связанных с ним фактах. Технически “Граф знаний” представляет собой семантическую сеть, связывающую воедино различные сущности: личности, события, сферы жизни, вещи, категории. Информационной базой для “графа знаний” служит целый ряд источников: открытая семантическая база данных Freebase, Википедия, сборник открытых данных ЦРУ и прочие источники.


Какие выводы можно сделать, спросите вы?


Ответ прост: поиск и поисковые сервисы и дальше будут развиваться в сторону быстрых и актуальных ответов на вопросы пользователей, предоставляя возможность получить всю необходимую информацию прямо в SERP (выдачу) и избавляя от необходимости переходить на другие сайты.

Существует мнение, что поисковые системы своим стремлением ответить на вопрос пользователя здесь и сейчас могут уничтожить поисковую оптимизацию, став этакими глобальными базами знаний. Но такие опасения беспочвенны, поскольку для того, чтобы стать глобальными базами знаний, им нужна информация, а её хранят те самые сайты, над которыми работают те самые оптимизаторы, которые причастны к тому, что поисковые системы не стоят на месте, а постоянно эволюционируют.

Как видно, и SEO, и поисковые системы — звенья одной цепи, которые не могут существовать друг без друга. Поэтому мысли о скорой смерти SEO безосновательны. Вполне возможно, что поисковая оптимизация со временем эволюционирует, к примеру, в консалтинг, но уж точно не умрет. Желаю всем удачного продвижения в ТОП!