Все об интернет-маркетинге
из первых рук
Подписаться на рассылку подписаться
на рассылку
нас уже
111 713

Поведенческие факторы Яндекса

Мы ведем наш дайджест с 2012 года, и обладаем главной базой приемов по продвижению интернет-проектов.

Поисковые системы давно и успешно борются со спамом в выдаче, постоянно совершенствуя формулу ранжирования и дополняя её новыми факторами, которые менее зашумлены, чем, к примеру, то же ссылочное. В рамках этой статьи мы поговорим о поведенческих метриках и обсудим их влияние на выдачу.

Итак, что же такое поведенческие факторы? Если обобщить всю информацию, которая есть в свободном доступе, то можно сформулировать следующее их определение:

Поведенческие факторы это совокупность всех действий пользователей на страницах поисковой выдачи и сайте.

Мы все помним о том, что Яндекс всегда пропагандировал создание сайтов для людей, которые бы удовлетворяли потребности пользователей, на них переходящих. А поведенческие факторы как нельзя лучше отображают эту информацию в цифровом виде.

Сами поведенческие факторы можно разделить на «кликовые» и «хостовые». Первые относятся к тем факторам, которые поисковая система отслеживает при взаимодействии пользователя и SERP. Вторые — к тем, которые можно почерпнуть из статистики самого сайта.


Список поведенческих факторов


Список синтетических поведенческих факторов был опубликован специалистами из Яндекса в докладе Through-the-Looking Glass: Utilizing Rich Post-Search Trail Statistics for Web Search. Стали известны следующие факторы ранжирования:

  1. QueryDomCTR — среднее значение CTR всех документов домена по данному запросу.

  2. QueryUrlCTR — среднее значение CTR конкретного документа по данному запросу.

  3. QDwellTimeDev — стандартное отклонение (девиация) от среднего времени пребывания на документе по запросу.

  4. QDwellTime — среднее время пребывания посетителя на документе по запросу.

  5. AvSatStelis — среднее количество удовлетворённых шагов по сайту. Удовлетворённый шаг — переход по внутренней ссылке после 30 секунд пребывания на документе.

  6. AvDwellTime — общее среднее время пребывания посетителя на документе по разным поисковым запросам.

  7. DwellTimeDev — стандартное отклонение (девиация) времени пребывания на сайте.

  8. 90thDwellTime — это верхний дециль, он же 90-й персентиль среднего времени пребывания на сайте.

  9. 10thDwellTime — это нижний дециль среднего времени пребывания на сайте.

  10. TimeOnDomain — общее время пребывания на сайте. По всем запросам любых документов.

  11. CumulativeDev — стандартное отклонение (девиация) от среднего времени пребывания на сайте.

Разумеется, стоит сделать оговорку, что это не факторы из формулы ранжирования Яндекса (и это важно понимать), а всего лишь факторы, которые использовались на некой тестовой выборке документов в рамках проводимого исследования. Однако можно предположить, что в алгоритме ранжирования учитываются схожие метрики.

На мой взгляд, наиболее интересными для дальнейшего изучения являются QueryDomCTR, QueryUrlCTR, QDwellTime, AvSatSteps, AvDwellTime, TimeOnDomain. Поскольку они наиболее просты как для понимания, так и для использования.

Обозначенные шесть факторов можно разделить на следующие группы:

Группа «кликовых» факторов. Как мы видим, сюда попали метрики, связанные с кликабельностью всего сайта или его отдельных страниц в поисковой выдаче.

Какой вывод можно сделать из этих метрик?

Он, на мой взгляд, напрашивается сам собой: накрутка кликов по отдельным запросам (метрика QueryUrlCTR) может быть неэффективной, если общий показатель кликабельности ресурса низкий (метрика QueryDomCTR). Согласитесь, что если у сайта из 100 запросов прокликиваются только 5, это странно, и с подобным Яндекс, по всей видимости, умеет успешно бороться.


Что делать?


Работать над описанием сайта на страницах поисковой выдачи. Сделайте так, чтобы ваши описания были лучше, чем у конкурентов. Как этого добиться, можете прочитать в одной из наших прошлых статей .

Группа «хостовых» факторов. Сюда попали факторы, связанные со временем пребывания пользователя на сайте. Стоит отметить и тот факт, что оно зависит от тематики ресурса и не может быть унифицировано.

Какой вывод можно сделать из этих метрик?

  • Важно удерживать посетителя на странице, на которую он перешел из поисковой выдачи. Но не стоит насильно «приковывать его наручниками к батарее». Предоставьте ему максимум полезной информации. К примеру, если у вас интернет-магазин, то на карточках товаров не помешает разместить видео с описанием их характеристик.
  • Там, где это возможно, стимулируйте пользователя перемещаться по сайту: предлагайте, к примеру, посетить страницы по интересующей теме или посмотреть товары, которые могут быть ему интересны.
  • Работайте со всем ресурсом в целом, а не только с продвигаемыми страницами, поскольку Яндекс может смотреть на общее время пребывания пользователей на сайте по всем запросам, а не только по продвигаемым в рамках СЯ.

Значение поведенческих факторов


Стоит затронуть и значение поведенческих факторов в текущих реалиях. Долгое время бал правили ссылочные факторы, но сейчас Яндекс хочет переломить этот тренд. Возможно, не сразу, но со временем, я уверен, у него получится это сделать. Уже сейчас по некоторым типам запросов влияние поведенческих факторов учитывается больше, чем тех же ссылочных.

Это связано с тем, что последние в настоящий момент сильно «зашумлены» оптимизаторами, которые пытаются таким образом манипулировать поисковой выдачей. Естественно, подобное состояние дел не устраивает ПС, и, в частности, Яндекс старается нивелировать «спамные» факторы, заменяя их другими.

В заключение хочется пожелать всем читателям удачи на пути в ТОП!    




Комментарии (6)

Anatoliy 11.03.2014
Автор либо ошибся с переводом терминов, либо не совсем понимает что пишет. "QueryDomCTR — среднее значение CTR всех документов домена по данному запросу." Почти всегда Яндекс выдает по данному запросу 1 документ с домена (иногда несколько, но редко, иногда чередует то один то другой документ, но тоже редко). Т.е. к реальной выдаче этот параметр относится мало. Еще цитата: "Он, на мой взгляд, напрашивается сам собой: накрутка кликов по отдельным запросам (метрика QueryUrlCTR) может быть неэффективной, если общий показатель кликабельности ресурса низкий (метрика QueryDomCTR). Согласитесь, что если у сайта из 100 запросов прокликиваются только 5, это странно, и с подобным Яндекс, по всей видимости, умеет успешно бороться." Тут вообще бред. Вывод никак не связан, так как QueryDomCTR это совсем не общий показатель кликабельности ресурса (судя по определению приведенному автором выше).

Andrey 11.03.2014
Да, статья, мягко говоря, слабенькая. "Согласитесь, что если у сайта из 100 запросов прокликиваются только 5, это странно, и с подобным Яндекс, по всей видимости, умеет успешно бороться" - 1. Яндекс не умеет успешно с этим бороться, а просто никак не отреагирует на эти 5 запросов )). 2. Интересно, кто из допустим 100 продвигаемых запросов прокликивает только 5, какой в этом смысл?! (если в экономии средств, но скупой платит дважды) P.S. Уйду работать к скупому - он платит дважды ))

Дмитрий Силаев 12.03.2014
1. Яндекс не умеет успешно с этим бороться, а просто никак не отреагирует на эти 5 запросов )). Умеет и борется, по сути вся идея с прокликиванием сайтов в выдачи сродни кликфроду, а уж с этой задачей в рамках Яндекс.Директа они успешно борются. Что касается «не отреагирует», достаточно вспомнить не столь отдаленное прошлое, когда при помощи кликов в топ успешно выводились единичные запросы. 2. Интересно, кто из допустим 100 продвигаемых запросов прокликивает только 5, какой в этом смысл?! (если в экономии средств, но скупой платит дважды) Тут вопрос риторический и я думаю, что вразумительного ответа на него не найти. ))

Andrei 16.03.2014
Дмитрий, почему вместо внутренних ссылок, вы стали добавлять урлы текстом ? В чем прелесть такого подхода ? =)

Баксик 18.07.2014
Подскажите, где посмотреть этот доклад, где указаны эти факторы?

Мастер бана 20.02.2015
Очень очень интересно. Теперь затраты на удаление конкурента из поиска стали значительно меньше)). Меня прям веселит тот факт, что Яндекс на столько громко это все объявил. Посмотрим.. этот алгоритм действует ли на сам сайт yandex.ru? Или на сайты Артемия? Месяц обещает быть незабываемо веселым, чего и вам советую)))

Добавление комментария:

CAPTCHA

Статьи выпуска: