Рынок поискового продвижения постоянно меняется, и к старым, проверенным методам достижения ТОПа добавляются совершенно новые способы и инструменты. Например, использование сигналов из социальных сетей (ссылок, твитов, лайков). Большинство веб-мастеров и SEO-специалистов достаточно давно поняли, что ссылки из социальных сетей и сервисов микроблогов могут помочь улучшить видимость ресурсов в выдаче. Появилось мнение, что такие социальные ссылки работают для всех сайтов без исключения.
Так ли это на самом деле? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим подробнее принцип действия таких ссылок, узнаем мнение экспертов отрасли SEO и проанализируем результаты работы с ними на примере наиболее эффективного и динамичного сервиса микроблогов Twitter.
Из истории мифа
Вопрос о роли ссылок из социальных медиа в раскрутке ресурсов стал весьма популярен еще в 2011 году. Он привлек к себе внимание многих профессионалов, и его активно обсуждали на форумах, посвященных поисковому продвижению, где высказывались различные, часто противоречивые мнения.
Реклама из микроблога в общем виде выглядит примерно таким образом:
Нужно отметить, что поисковые системы и сами начали подогревать интерес к социальной тематике — достаточно вспомнить хотя бы то, что Яндекс агрегирует контент из Twitter в режиме реального времени. Вскоре появились различные сервисы для покупки твитов, лайков Facebook, постов ВКонтакте, фолловеров и т.п.
Мнение экспертов
По этой теме проводилось немало исследований, например, эксперимент Сергея Кокшарова (devaka.ru) по закупке твитов на сайт. Он сделал вывод, что ссылки с Твиттера полезны для продвижения сайта.
Вот что по этому поводу думают эксперты Ingate:
Павел Шишкин, ведущий маркетолог компании Ingate:
“Социальные сигналы работают, но их влияние косвенное. Такие сигналы имеют импульсивную природу. Весь эффект от созданного инфоповода в социальной сети очень быстро проявляет себя и также быстро угасает. Владелец сайта получает короткосрочный приток трафика и улучшение позиций в поиске. Феномен временного улучшения позиций я связываю прежде всего с улучшением поведенческих факторов, полученным благодаря скачку посещаемости”.
Сергей Никоноров, специалист по поисковому продвижению Ingate:
“Продвижение в Твиттере дает эффект сайтам, которые ориентированы на массового пользователя. Если сайт не предлагает уникальную услугу или товар, который будет интересен массовому потребителю, то продвижение с помощью социальных ссылок окажется безрезультатным”.
Александр Лихач, ведущий специалист по поисковому продвижению компании Ingate:
“Не думаю, что ссылки из Твиттера будут эффективны для продвижения сайтов любых тематик. Многие социальные сети могут быть закрыты от индексации, плюс оттуда аудитория придет абсолютно нецелевая”.
Елена Поленова, специалист по поисковому продвижению Ingate:
“Продвижение в социальных сетях эффективно только для очень узкого круга тематик. Экспериментально у меня были подтверждены положительные результаты продвижения таким способом для следующих тематик: “Сувениры” и “Продажа брендовой одежды”.
Проверка мифа
Теперь проверим на практике, как сигналы из микроблогов влияют на видимость сайта в поисковой выдаче. Для этого был проведен эксперимент с реальными сайтами.
Цель эксперимента: Узнать, как закупка твитов отразится на позициях сайтов в выдаче, и проверить состоятельность утверждения, что ссылки из Twitter будут оказывать положительное влияние на продвижение сайтов различных тематик.
Условия эксперимента:
- Три сайта, продвигающиеся в сервисе Rookee:
1. Интернет-магазин креативных подарков. У сайта нет продвигаемых запросов, близких к ТОП 10, возраст сайта — 6 месяцев, 670 страниц в индексе Яндекса. Средняя посещаемость за сутки — 150 человек, в среднем 24% отказов.
2. Компания-застройщик. У сайта уже есть продвигаемые запросы, близкие к ТОП 10 (запросы в ТОП 20 — ТОП 30), возраст — 2 года, 107 страниц в индексе Яндекса. Средняя посещаемость за сутки — 90 человек, в среднем 65% отказов.
3. Компания по продажам элитной загородной недвижимости. У сайта нет продвигаемых запросов, близких к ТОП 10, возраст — 3,5 года, 685 страниц в индексе Яндекса. Средняя посещаемость за сутки — 64 человека, в среднем 18% отказов.
- Регион: Москва.
- Семантическое ядро (СЯ) каждого сайта содержит более 100 запросов (НЧ — ВЧ).
- Ключевые слова из СЯ использовались в текстах твитов.
Постановка исследования:
- Время закупки твитов: с 01.07.2012 по 22.07.2012.
- Закупка осуществлялась по 300 — 400 твитов на каждый сайт.
- Твиты закупались как на главную, так и на внутренние страницы сайта.
- Во время эксперимента никаких доработок по сайту не производилось. Закупка новых ссылок в Rookee была остановлена перед стартом эксперимента — 10.05.2012. Стагнация запросов по позициям достигнута 10.06.2012 — 14.06.2012.
- Позиции снимались каждый апдейт поисковой системы Яндекс.
Результаты: На графиках ниже показана кривая изменения позиций сайта (красным), период закупки твитов выделен синими линиями.
График средней позиции с 11.05.2012 по 18.08.2012 для интернет-магазина креативных подарков (№1):
График средней позиции с 11.05.2012 по 18.08.2012 для сайта компании-застройщика (№2):
График средней позиции с 11.05.2012 по 18.08.2012 для сайта компании по продажам элитной загородной недвижимости (№3):
Выводы: На основании полученных результатов видно, что социальные ссылки из Twitter неодинаково полезны для ресурсов разных тематик. Можно сделать вывод, что реакция на закупку твитов была неоднозначной. Два сайта (№1 и №3) значительно улучшили свою видимость в выдаче поисковой системы Яндекс, однако положительный эффект продолжался недолго. Эти сайты потеряли многие позиции после прекращения закупки твитов на них, но все же остались в некотором плюсе. Один ресурс (№2) никакого значительного бонуса от твитов не получил, но и потери позиций у него не наблюдается. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим параметры сайта №2:
- Тематика “Строительство” — она, как правило, не относится к социальным тематикам.
- Сайт уже имел высокие позиции по запросам из СЯ благодаря продвижению в Rookee, что должно было несколько ограничить их рост.
- Высокий показатель отказов в данном случае говорит о низкой лояльности посетителей.
Итак, очевидно, что эффективное продвижение сайтов с помощью социальных ссылок возможно далеко не всегда. Тематики, которые не интересны широкому кругу пользователей интернета, а также сайты с не очень хорошими поведенческими характеристиками вряд ли смогут добиться высоких результатов с помощью социальных медиа. Очевидно, что сайт №1 улучшил видимость в поисковой выдаче в основном потому, что тематика “Креативные подарки” относится к социальным тематикам. Сайт №3 получил хороший результат по большей части за счет отличной структуры и, как следствие, низкого показателя отказов, к тому же тематика “Элитная загородная недвижимость” близка к социальной.
Практические советы
Ссылки из социальных сервисов могут оказать положительный эффект для тематик, связанных с повседневной жизнью людей, развлечениями, другими социальными тематиками. Однако следует помнить, что каждый ресурс требует отдельного анализа и создания индивидуальной стратегии продвижения.
Всем, кто дополнительно использует социальные ссылки для продвижения сайтов, необходимо помнить следующие вещи:
- Использовать ссылки, твиты и лайки можно, но только как вспомогательный способ продвижения, а не основной. Использование социальных ссылок отдельно от SEO-ссылок нецелесообразно и не принесет стабильного эффекта.
- Сигналы из социальных сетей работают, но действуют на ограниченный круг тематик сайтов.
- Эффект от использования ссылок из Твиттера имеет место быть, однако он носит временный характер.
- Сайт с плохими поведенческими факторами не получит положительного эффекта от социальных ссылок.
- Ресурс должен иметь представительство в соцсети (группу), иначе эффект от социальных ссылок будет очень слабым для сайтов любых тематик.
Статьи выпуска: