Введение
Оглядываясь на события прошедшего года, понимаешь, что он стал для большинства оптимизаторов и веб-мастеров очень насыщенным. И если всеми любимая поисковая система Рунета Яндекс вела себя достаточно сдержанно, то Google преподнес несколько значимых “подарков”.
В 2012 году Google, до этого являвшийся “отдушиной” для оптимизаторов, в одночасье превратился из добродушного друга в строгого полицая. Если раньше добиться хороших результатов можно было за счет “продавливания” ТОПа, по большому счету, лишь ссылочной массой, то теперь правила игры изменились. Однако у оптимизаторов есть на руках все необходимые инструменты для эффективного продвижения в данной поисковой системе. Какие именно? Об этом и пойдет речь в моем мастер-классе. Но обо всем по порядку.
Как изменились правила игры
Для начала предлагаю совершить небольшой экскурс в историю. Первые ощутимые трудности при продвижении сайтов в Google начались у западных SEO-специалистов еще в середине 2011 года.
- Всё началось с появления алгоритма под дружелюбным названием “Панда”.Его целью являлось выявление низкокачественного контента, с которым он успешно борется до сих пор. Стоит отметить, что “Панда” пришла в Рунет гораздо позже, и первые трудности у отечественных оптимизаторов начались лишь в начале 2012 года.
- Весной 2012 года компания Google представила новый алгоритм “Пингвин”, который, также как и “Панда”, был направлен на борьбу с поисковым спамом. В отличие от других нововведений, “Пингвин” был запущен одновременно для большинства стран, в том числе и для России.
- 28 ноября 2012 года небезызвестный Мэтт Катс объявил в своем блоге о готовящемся новом “EDM-алгоритме”, направленном на борьбу с SEO-доменами (это домены с прямым вхождением поискового запроса, как, например, plastikovie-okna-v-moskve.ru). После появления первой информации о запуске “EDM” многие оптимизаторы и владельцы SEO-доменов заметили значительное снижение трафика на их сайты.
Как мы видим, прошлый год оказался крайне насыщенным на события. Конечно, основные принципы продвижения в поисковой системе Google, по сути, не изменились. Все те инструменты, которые ранее давали результат, работают до сих пор, вот только качеству этих инструментов сейчас придается особое значение. На сегодняшний момент для эффективного продвижения в Google стоит работать по трем ключевым направлениям:
- Плавное наращивание ссылочной массы.
- Написание качественных и, что самое главное, продающих текстов.
- Работа с “кликовыми” поведенческими метриками.
Далее давайте рассмотрим ряд кейсов из моей практики, которые наглядно иллюстрируют то, как, используя озвученные выше методы, я справился с последствиями нововведений Google, а теперь работаю над увеличением пресловутой отработки (повышением % запросов в ТОП 10, которые достигли своей цели).
Примеры из жизни
Ввиду соглашения с клиентами о неразглашении информации, данные, представленные ниже, были обезличены. Итак, поехали:
Проект 1: возраст 3 года 8 месяцев, активно продвигается последние 18 месяцев. Это один из тех сайтов, который на себе ощутил удары новых алгоритмов и фильтров Google:
Как видно из графика, после запуска “Пингвина” (24-26 апреля) позиции данного сайта существенно просели. Помимо этого, в мае и июне наблюдалась тенденция к уменьшению % выведенных в ТОП запросов. Однако, начиная с июля, после того, как были проанализированы обратные ссылки и качество текстов, а также проведены соответствующие работы, стала проявляться положительная тенденция к росту. На сегодняшний день проект полностью оправился от падения, трафик из поисковой системы Google восстановлен и даже увеличен за счет повышения количества запросов, находящихся в ТОП 10.
Проект 2: возраст 2 года 5 месяцев, продвигается последние 2 года. Сайт получил штрафную карточку от Google после запуска “Пингвина”. Для сравнения ниже приведены данные по отработке проекта в обеих поисковых системах:
Как видно на графике, Проект 2 также получил пенальти от Google, однако при этом видимость сайта в поисковой системе Яндекс осталась на прежнем уровне. Отчасти это позволило минимизировать потери в трафике, поскольку в случае с данным ресурсом распределение трафика из поисковых систем выглядит следующим образом: Яндекс — 70%, Google — 30%. Тем не менее, работа над ошибками также была оперативно проведена, после чего позиции сайта восстановились.
Проект 3: молодой сайт, возраст 5 месяцев, продвижение проекта ведется с запуска ресурса.
Это наиболее интересный проект с точки зрения инструментов, которые использовались при продвижении. На его примере отчетливо видно, как плавно наращиваемая ссылочная масса вкупе с качественным контентом показывают хороший результат. Стоит сделать оговорку: хотя ссылочная масса по большей части игнорирует тематику продвигаемого ресурса, но ввиду молодости сайта, ссылки закупались только с качественных и проверенных на других проектах донорах.
Отмечу, что, как показывает практика, в 90% случаев то, что хорошо для Google, хорошо и для Яндекса. Разумеется, рост позиций в главной поисковой системе Рунета не такой “взрывной”, как в Google, но он есть. Однако это уже совсем другая история, которую, в свете запуска новой поисковой платформы “Калининград”, оставим для следующего мастер-класса.
Как достичь хороших результатов
Наверняка у вас мог возникнуть вопрос: “Как добиться хороших результатов или вернуть утраченные позиции в Google?”. Ответ прост: нужно количество превратить в качество. Бездумный подход, который раньше работал в подавляющем большинстве случаев, теперь не пройдет. Безусловно, и сейчас можно встретить индивидов, которые пытают продвигать свои проекты “по-старому”, но результат в большинстве таких случаев попросту отсутствует.
Как я уже писал выше, в настоящий момент в Google на первый план вышли контент, грамотная работа со ссылочной массой и улучшение поведенческих факторов. Далее я постараюсь максимально подробно рассказать про каждую из этих составляющих.
1. Контент. Ни для кого не секрет, что после запуска алгоритма “Панда” зарубежные оптимизаторы стали уделять большое внимание качеству контента на своих сайтах. Как показало время, наполнение сайта уникальной и полезной информацией дает положительный эффект в долгосрочной перспективе как в плане SEO, так и в плане маркетинга и рекламы в целом.
Как создать качественный текст, который заинтересует не только посетителей, но и роботов поисковых систем?
Все достаточно просто, и ниже я постараюсь описать по пунктам, чем стоит руководствоваться SEO-специалистам при составлении технического задания (ТЗ) копирайтерам на написание текстов:
- Анализ конкурентов по поисковой выдаче. На этапе составления ТЗ копирайтеру стоит в первую очередь смотреть на сайты конкурентов. Основными критериями для оценки являются:
- Размер текста. Исходя из данных о конкурентах, определяемся с минимальным и максимальным размером текста и, основываясь на принципах здравой логики, определяемся с объемом для своего текста. По своему опыту могу сказать, что не нужно стараться писать “простыни” — в 99% случаев для донесения всей необходимой информации хватает 2000-2500 символов. В конце концов, поставьте себя на место пользователя и подумайте, стали бы вы сами читать многостраничный текст о том, как хорошо “купить пластиковые окна в Москве”.
- Количество вхождений фразы в текст. Проверяем количество точных вхождений и вхождений в словоформы ключевой фразы (например, “пластиковые окна”) в текст. По-отдельности для каждого слова, т.е. для слов “пластиковые”, “окна” и производных от них, мы смотрим на количество вхождений в текст. На основании полученных данных вычисляем максимальную плотность фразы и её отдельных слов.
- Количество вхождений фразы в h1- h3. Здесь все просто — смотрим на количество точных вхождений ключевой фразы в тегах h1-h3 в тексте.
Анализ текстов на страницах конкурентов можно провести в сервисе Rookee абсолютно бесплатно:
- Естественность текстов. Оцениваем естественность текстов на страницах сайтов конкурентов. Для этого можно также использовать анализ в сервисе Rookee:
Чем значения столбцов ближе к идеальному значению, тем лучше. В приведенном примере текст не совсем естественный, и, как минимум, я бы на порядок сократил количество вхождений со словом “шина”.
- Польза. Не стоит делать контент ради контента, всегда при его создании думайте о пользе для своих посетителей. Если же контент создается только ради позиций, то лично я считаю, что такой текст лучше в принципе не писать. Не будьте “just another one”, будьте лучшими!
Итак, после того, как текст готов, оцениваем его качество и, если оно нас устраивает с точки зрения конечного пользователя, то проверяем его на естественность инструментами, озвученными выше.
Обращаю внимание на то, что ключевую роль в цепочке “SEO-специалист —> текст” обычно играет копирайтер. Поэтому, если вы не уверены в качестве работы копирайтера или не знаете, где найти толкового специалиста, могу посоветовать заказать тексты в системе Rookee.
2. Работа со ссылочной массой. Для начала давайте вспомним, как ещё год назад осуществлялось продвижение в Google. Примерно это выглядело так:
1. идем на биржу или обращаемся в сервис по продаже ссылок,
2. покупаем “over 9000” ссылок на свой сайт,
3. ждем,
4. получаем результат!
Наверняка, кто-то из вас узнал в этом и себя. Что же сейчас? В существующих реалиях такой подход если и дает эффект, то очень непродолжительный и крайне ненадежный.
Если вы сейчас подумали, что ссылки не работают, то хочу вас огорчить — страсти по “Пингвину” сильно преувеличены. Ссылочное продвижение работает, только теперь его действие упирается больше в качество.
Вот два мифа, которые появились в среде оптимизаторов после выхода “Пингвина”:
- Влияние тематики на связку донор — акцептор. Факт в том, что в российской версии Google роль тематики сильно преувеличена. Если посмотреть первые 10 результатов по любому коммерческому запросу и проанализировать обратные ссылки, стоящие на сайты из ТОП 10, то в подавляющем большинстве случаев мы увидим ссылки с нетематических площадок, которые, тем не менее, хорошо работают.
- Точное вхождение ключевой фразы в анкоры. Есть мнение, что большое количество точных вхождений ключа в анкоры ссылок негативно сказывается на позициях. Не сказывается — проверено. Грамотное использование анкоров с точным вхождением, точным вхождением с окружением и точным вхождением с разбавлением позволяет избежать переспама анкор-листа и получить стабильный рост позиций. Но зацикливаться именно на этих типах анкоров не стоит — импровизируйте! К слову, если вы продвигаете сайт в сервисе Rookee, вы можете выбрать стратегию продвижения именно под Google и самостоятельно настроить генерацию текстов ссылок:
В идеале, для достижения положительных результатов нужно плавно наращивать ссылочную массу. Необходимо, чтобы картина прироста ссылочной массы была максимально равномерной и продолжительной по времени. У большинства моих проектов график прироста ссылочной массы выглядит примерно так:
или так:
Еще один важный момент, который стоит учитывать для получения от Google максимальной отдачи: не сосредотачивайте всю ссылочную массу только лишь на продвигаемых страницах — для поисковых систем это выглядит неестественно.
Если показать наглядно, то не советую делать так:
Старайтесь делать так:
- Поведенческие факторы (ПФ). О ПФ и их влиянии на результаты поиска мы привыкли говорить в контексте поисковой системы Яндекс. Но не стоит забывать, что Google тоже использует ПФ при ранжировании сайтов в поисковой выдаче. Немаловажную роль здесь играет показатель CTR (кликабельности) ссылки в поисковой выдаче. К примеру, запрос с CTR 10% стабильно держится в ТОП 3 поисковой выдачи:
А вот запросу с CTR, равным 1%, пока только предстоит побороться за внимание пользователей в поисковой выдаче:
Если мы говорим о CTR ссылки на наш сайт в поисковой выдаче, то стоит упомянуть, что на кликабельность прямо влияет качество самого сниппета. Мне всегда очень нравилось, как выглядят сниппеты SEO-компаний в украинской выдаче Google. Многие методы, которые используют украинские специалисты, можно и нужно использовать для повышения CTR своего сайта в выдаче. Для наглядности приведу несколько наиболее интересных, на мой взгляд, примеров, взятых из выдачи (Google, Киев):
1.
В данном случае все предельно просто. Открываем код страницы и видим meta description следующего содержания:
Чтобы сделать для своего сайта такой же выделяющийся сниппет, достаточно добавить в текст description специальные символы. Открываем таблицу спецсимволов HTML (ее можно найти в интернете) и, используя их, составляем красивый и выделяющийся description для своего сайта.
2.
В данных сниппетах используется несколько техник:
- Сниппет №25 — рейтинг и количество отзывов реализовано с использованием микроформатов, их еще называют “микроразметкой” (прочитать про нее можно в справке Яндекса).
- Сниппет №26 — URL украшен спецсимволами и аватаркой автора из Google+. Чтобы добавить в сниппет аватарку из G+, достаточно вставить ссылку на свой аккаунт в формате < a href="https://plus.google.com/116411711140932038913?rel=author" >текст_ссылки< /a>. Спецсимволы в ссылке на страницу реализованы через связку “микроформат + спецсимволы HTML”. Если посмотреть код страницы, то мы увидим следующую конструкцию:
Опять же, если вы хотите получить такую же красоту, то читаем справку по микроформатам, ссылку на которую я уже приводил выше.
Исходя из своего опыта, могу посоветовать всем читателям работать над своими сниппетами — использовать представленные выше техники и придумывать свои. К примеру, спецсимволы можно указывать и в теге Title — это тоже будет способствовать улучшению кликабельности сниппета в выдаче поисковой системы Google. Улучшая CTR сниппетов, вы будете в конечном счете улучшать и кликовые поведенческие метрики, что в конечном итоге положительно отразится и на росте позиций в поиске.
В заключение статьи я хочу сказать, во-первых, надеюсь, что данный материал был вам полезен. Во-вторых, надеюсь, что мне удалось развенчать некоторые мифы об агрессивности поисковой системы Google по отношению к SEO-специалистам. Используя информацию из данного мастер-класса, вы точно сможете эффективно продвигать свои ресурсы в Google.
Успехов и максимально быстрой дороги к ТОПу!
Статьи выпуска: