Все об интернет-маркетинге
из первых рук
подписаться
на рассылку
нас уже
112 133

Турецкий кризис Яндекс Островов

Мы ведем наш дайджест с 2012 года, и обладаем главной базой приемов по продвижению интернет-проектов.

А помнишь, как всё начиналось


Два года назад, в сентябре 2011, Яндекс, до этого предлагавший свой сервис лишь странам СНГ (Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия), вышел на международный рынок. Компания открыла офис в Стамбуле и запустила портал yandex.com.tr на турецком языке. Поисковая система была полностью адаптирована под турецкую аудиторию, учитывала особенности морфологии языка и на начальном этапе осуществляла лишь поиск по веб-страницам, новостям, картинкам и видеороликам, а также предоставляла сервис электронной почты.

По словам генерального директора Яндекса Аркадия Воложа, Турция была выбрана не случайно. Основанием для этого стал высокий рост активности использования интернета. По данным статистики Internet World Stats, на 2010 год в Турции наблюдался самый быстрый рост численности интернет-аудитории. На тот момент доля пользователей составляла 35 млн человек, или 45% от численности населения страны, в то время как в России эта цифра не превышала 40%. На этапе запуска проекта руководством Яндекса была поставлена цель: освоение 30% поискового рынка Турции.

К июню 2012 года, почти через 10 месяцев после запуска на новом рынке, Яндексу удалось привлечь к пользованию своим сервисом лишь 0,5% интернет-аудитории страны (2,8 млн чел.). В большинстве же своём турки привыкли искать информацию в Google (98,5%, или 22,9 млн чел.). В дополнение к этому получалось, что Яндекс не смог получить абсолютно лояльных пользователей. По данным исследования comScore, общая численность аудитории поисковых систем Турции составляет 23 млн чел., а значит, все они, помимо поиска в Яндексе и Bing, так или иначе используют Google. 

На 2013 год ситуация по освоению российской компанией зарубежного рынка складывается следующим образом: 2% поисковых запросов Турции приходится на Яндекс, а Google продолжает оставаться лидером рынка. Как заявил на конференции в мае этого года технический директор компании Илья Сегалович, 2% — это достаточно неплохой результат всего за полтора года работы.

Несмотря на заявление Сегаловича, руководство компании, по всей вероятности, не очень довольно таким низким темпом роста, об этом косвенно свидетельствует февральское увольнение генерального директора турецкого Яндекса Алишера Хасанова, так и не сумевшего вывести компанию к запланированной 30% доле рынка.

Отвечая на вопросы участников майской конференции о планах экспансии новых рынков, Сегалович отметил, что, пока Яндекс не достигнет 30% порога в Турции, выход компании на другие международные рынки не планируется. И это понятно, при столь незначительной доле рынка компания не способна принести необходимый объём прибыли, а следовательно, нет смысла в расширении.

По словам председателя правления Яндекс.Турция Мехмета Али Ялчиндага, 2013 год будет более успешным для компании. Планируется увеличение количества пользователей, введение новых сервисов. В будущем наиболее эффективные концепции Яндекса, используемые компанией в Турции, можно будет применять и в других странах. И в этой связи Турция является важнейшим испытательным полигоном.

Если посмотреть на ситуацию в целом, то, судя по всему, Али Ялчиндаг под “введением новых сервисов” подразумевал именно Яндекс Острова. И если Турция будет первой тестовой площадкой для новой поисковой системы, то Россия — второй, но далеко не главной. Изначально все эти действия направлены на создание успешной стратегии покорения международного рынка.

Можно, конечно, довольствоваться крохами, а можно и отобрать у Google большой кусок лакомого пирога поискового рынка, но для этого нужно обладать значительным конкурентным преимуществом. Яндекс решил это сделать за счёт нового продукта, максимально удовлетворяющего потребности пользователей. А дальше всё просто. Чем больше понравится система, тем чаще к ней начнут обращаться. Больше пользователей — больше рекламодателей — больше прибыль Яндекса — цель достигнута, можно покорять новые рынки.


Правда жизни


Планы планами, а пока Яндекс ставит эксперименты на своей самой незначительной и не приносящей большой прибыли площадке. Рассмотрим внимательней, что из заявленного Данилой Ковчим на конференции YaC/m Яндексу удалось реализовать в своей турецкой ипостаси yandex.com.tr.

Вот так выглядит главная страничка турецкой версии поисковика, разработанная Яндексом совместно со студией Артемия Лебедева (главный дизайнер Роман Воронежский).

Всё тот же слоган “Найдётся всё”, но переведённый на турецкий, прогноз погоды, недавно добавленный сервис карт Стамбула, почта — ничего нового. Правда, кардинально что-то менять на главной странице и не планировалось, нововведения пользователи должны были увидеть в поисковой выдаче.

На запрос «авиабилеты Стамбул – Москва» показывается обычная поисковая выдача, отличающаяся в основном навигационными элементами и дизайном.

Yandex.com.tr

 

Yandex.ru

 

Чего-то похожего на интерактивный Остров, обещанный Яндексом, в поисковой выдаче yandex.com.tr найти не удалось, а значит, пока нет возможности проанализировать, каким образом влияет данная форма на ранжирование сайта в выдаче, на ранжирование главной страницы и насколько эффективно она работает, перенаправляя пользователя на внутреннюю страницу информационного ресурса.

Вероятно, владельцы турецких сайтов не спешат тратить деньги на разработку Островов, ведь основной трафик всё равно идёт с Google, и профит таких вложений в Яндекс для них не очевиден.

Также нигде пока не наблюдаются 2 самых обсуждаемых в SEO-среде нововведения:

  • Из поисковой выдачи нельзя ознакомиться с контентом, размещённым на странице сайта. Напомним, в своём анонсе Яндекс обещал, что просмотреть информацию на подобранной поисковиком странице ресурса пользователь сможет прямо в выдаче, не переходя на сайт. Для этого нужно будет лишь навести курсор или кликнуть на соответствующий элемент разметки. Пока пользователь видит только то, что находится в сниппете.
  • На yandex.com.tr нет Островов, которые бы отнимали посетителей у сайта за счёт совершения конверсионных действий без перехода на веб-ресурс (так называемых конверсионных Островов).

В итоге единственный вид Острова, который реализован в турецкой выдаче Яндекса, — информационный.

Под поисковой строкой появились кнопки-подсказки "Отзывы", "Цены", "Характеристики" и т.п. Причём для каждой тематики подсказки разные.

Иконки, по которым пользователи часто ориентируются при поиске любимого сайта, теперь располагаются справа от заголовка в поисковой выдаче. На конференции Ковчий отметил:

“исследования нового поиска на живых прототипах показали то, что мы и ожидали увидеть: люди смотрят не в левый верхний угол экрана, а туда, где им что-то показывают”.

Иллюстрация, показанная на конференции в мае:

Что ж, придётся пользователям привыкать к новому формату. С этим трудностей возникнуть не должно, поскольку перемещение логотипов вправо никаких сложностей в навигации не вызывает.

На конференции Яндексом анонсировались тематические “врезки”, группирующие сайты по типу информации:
“Когда мы более-менее разобрались с одиночными ответами, начали думать про врезки. Стержнем в рассуждениях была такая мысль: если это группа ответов одного типа, то по ее внешнему виду должно быть очевидным какого. Так мы дали врезке табличную структуру, чтобы вынести в отдельный столбец «Общие» те признаки, согласно которым сработала группировка”.

На текущий момент подобные информационные блоки активно используются в поисковой выдаче. Это наглядно демонстрирует блок Market, занимающий 9 место в поисковой выдаче в приведённом ниже примере.

Как вы, наверное, заметили, нумерации сайтов больше нет. О привычном ТОП 10 на первой странице, вероятно, придётся забыть. В поисковой выдаче турецкого Яндекса на одной странице может быть и 8 и 9 результатов поиска, а может быть и 14. Причём к обычным веб-страницам могут быть “подмешаны” Острова с разным типом контента (картинки, видео) и тематические врезки.

Интересное наблюдение: в одном боксе может располагаться несколько страниц одного сайта, как в приведённом выше примере с Samsung. В итоге получаем, что один ресурс занимает почти весь экран пользователя. О таком подарке мечтают многие.

Больше результатов поиска можно увидеть, нажав на цифру или стрелочку перехода на следующую страницу, а можно кликнуть на кнопку «Смотреть ещё» — в этом случае система подгрузит результаты, и их можно будет проскроллить вниз. Кстати, возможность перехода по номерам страниц появляется лишь со второй страницы, на первой — только кнопка. 

На приведённом выше примере хорошо видно, что Яндекс всё же уделил время рекламе: теперь “Объявлениям” Яндекс.Директа нашлось место под поисковой строкой и справа от поисковой выдачи. Ранее в FAQ по Островам сотрудники фирмы говорили, что в основном они занимаются органической выдачей и о рекламе подумают позже:

“О конкретном формате, в котором на “островном” поиске будут показываться рекламные объявления, мы будем думать во вторую очередь. Но мы всегда говорили, что Директ — это часть ответа пользователю на его запрос, важная часть страницы с результатами поиска, которая равноценна органической выдаче”.

Было замечено, что на данный момент турецкие Яндекс Острова показываются не всем. Поисковик осторожно тестирует новую платформу, оставив контрольную группу пользователей, которая видит старую версию Яндекса.

Yandex.com.tr (Острова)

 

Yandex.com.tr (старая версия)


Так нужен ли собственный Остров?

Обзор отечественных и турецких SEO-форумов позволяет сделать вывод, что российские веб-мастера восприняли новость о нововведениях Яндекса гораздо серьёзней, чем их коллеги из Турции. И это понятно, ведь в Турции основной трафик на сайты идёт с Google, и что-то специально делать для недавно появившегося в стране Яндекса никто не хочет — просто нет смысла. В России же такое невнимание к поисковику, занимающему 60% рынка, не может не иметь отрицательных последствий для владельцев сайтов. Тем более наличие у веб-ресурса собственных Островов даёт ему серьезное конкурентное преимущество (стоит только вспомнить большой сниппет Samsung, занимающий 60% экрана пользователя и показывающий целых 3 страницы одного сайта).

А ещё лучше сделать несколько Островов для разных страниц. И это, по всей вероятности, возможно. Аэрофлот, приводимый в пример на конференции YaC/m, имел Остров с регистрацией на рейс и с уточняющей формой запроса, 2 Острова, ведущих пользователей на разные разделы сайта.

На данный момент существует 2 способа создания Острова:

  • Либо прописывать на страницах, на которых вы хотите создать Острова, разметку Open Graph, которую понимает Яндекс;
  • Либо полностью прописать код Острова в XML-файле и загрузить его в Яндекс.Вебмастер. Этот способ предпочтительней, поскольку служба поддержки Яндекса пока отвечает на вопросы веб-мастеров и немного помогает с написанием правильного кода. Более того, XML-файл можно проверить на наличие ошибок, чего не скажешь про Open Graph.

Человеку, не разбирающемуся в вёрстке, самостоятельно прописать XML-файл, вероятнее всего, окажется не под силу, но на форумах уже появилось огромное количество объявлений от фрилансеров, готовых за пару тысяч сделать для вашего сайта Остров.


Сухой остаток


Запуск новой поисковой системы хоть и не ответил на все вопросы, но всё же немного успокоил SEO-сообщество рунета. Да, каждый сниппет теперь отделен от другого; да, несколько сниппетов могут быть объединены по тематике в формате врезки; да, слева теперь есть иконки поиска по картинкам, видео, карте; сверху показываются кнопки подсказок, а Директ снова находится в привычном месте, в каком и располагался до апреля 2013 года в России. В целом, это не такие уж кардинальные изменения, которых все так страшились на форумах. Жизнь продолжается, и потихоньку все начинают пробовать создавать свои Острова, и в недалёком будущем команда поддержки Rookee постарается помочь своим пользователям создать собственный архипелаг.