Поисковые системы давно и успешно борются со спамом в выдаче, постоянно совершенствуя формулу ранжирования и дополняя её новыми факторами, которые менее зашумлены, чем, к примеру, то же ссылочное. В рамках этой статьи мы поговорим о поведенческих метриках и обсудим их влияние на выдачу.
Итак, что же такое поведенческие факторы? Если обобщить всю информацию, которая есть в свободном доступе, то можно сформулировать следующее их определение:
Поведенческие факторы — это совокупность всех действий пользователей на страницах поисковой выдачи и сайте.
Мы все помним о том, что Яндекс всегда пропагандировал создание сайтов для людей, которые бы удовлетворяли потребности пользователей, на них переходящих. А поведенческие факторы как нельзя лучше отображают эту информацию в цифровом виде.
Сами поведенческие факторы можно разделить на «кликовые» и «хостовые». Первые относятся к тем факторам, которые поисковая система отслеживает при взаимодействии пользователя и SERP. Вторые — к тем, которые можно почерпнуть из статистики самого сайта.
Список поведенческих факторов
Список синтетических поведенческих факторов был опубликован специалистами из Яндекса в докладе Through-the-Looking Glass: Utilizing Rich Post-Search Trail Statistics for Web Search. Стали известны следующие факторы ранжирования:
- QueryDomCTR — среднее значение CTR всех документов домена по данному запросу.
- QueryUrlCTR — среднее значение CTR конкретного документа по данному запросу.
- QDwellTimeDev — стандартное отклонение (девиация) от среднего времени пребывания на документе по запросу.
- QDwellTime — среднее время пребывания посетителя на документе по запросу.
- AvSatStelis — среднее количество удовлетворённых шагов по сайту. Удовлетворённый шаг — переход по внутренней ссылке после 30 секунд пребывания на документе.
- AvDwellTime — общее среднее время пребывания посетителя на документе по разным поисковым запросам.
- DwellTimeDev — стандартное отклонение (девиация) времени пребывания на сайте.
- 90thDwellTime — это верхний дециль, он же 90-й персентиль среднего времени пребывания на сайте.
- 10thDwellTime — это нижний дециль среднего времени пребывания на сайте.
- TimeOnDomain — общее время пребывания на сайте. По всем запросам любых документов.
- CumulativeDev — стандартное отклонение (девиация) от среднего времени пребывания на сайте.
Разумеется, стоит сделать оговорку, что это не факторы из формулы ранжирования Яндекса (и это важно понимать), а всего лишь факторы, которые использовались на некой тестовой выборке документов в рамках проводимого исследования. Однако можно предположить, что в алгоритме ранжирования учитываются схожие метрики.
На мой взгляд, наиболее интересными для дальнейшего изучения являются QueryDomCTR, QueryUrlCTR, QDwellTime, AvSatSteps, AvDwellTime, TimeOnDomain. Поскольку они наиболее просты как для понимания, так и для использования.
Обозначенные шесть факторов можно разделить на следующие группы:
Группа «кликовых» факторов. Как мы видим, сюда попали метрики, связанные с кликабельностью всего сайта или его отдельных страниц в поисковой выдаче.
Какой вывод можно сделать из этих метрик?
Он, на мой взгляд, напрашивается сам собой: накрутка кликов по отдельным запросам (метрика QueryUrlCTR) может быть неэффективной, если общий показатель кликабельности ресурса низкий (метрика QueryDomCTR). Согласитесь, что если у сайта из 100 запросов прокликиваются только 5, это странно, и с подобным Яндекс, по всей видимости, умеет успешно бороться.
Что делать?
Работать над описанием сайта на страницах поисковой выдачи. Сделайте так, чтобы ваши описания были лучше, чем у конкурентов. Как этого добиться, можете прочитать в одной из наших прошлых статей .
Группа «хостовых» факторов. Сюда попали факторы, связанные со временем пребывания пользователя на сайте. Стоит отметить и тот факт, что оно зависит от тематики ресурса и не может быть унифицировано.
Какой вывод можно сделать из этих метрик?
- Важно удерживать посетителя на странице, на которую он перешел из поисковой выдачи. Но не стоит насильно «приковывать его наручниками к батарее». Предоставьте ему максимум полезной информации. К примеру, если у вас интернет-магазин, то на карточках товаров не помешает разместить видео с описанием их характеристик.
- Там, где это возможно, стимулируйте пользователя перемещаться по сайту: предлагайте, к примеру, посетить страницы по интересующей теме или посмотреть товары, которые могут быть ему интересны.
- Работайте со всем ресурсом в целом, а не только с продвигаемыми страницами, поскольку Яндекс может смотреть на общее время пребывания пользователей на сайте по всем запросам, а не только по продвигаемым в рамках СЯ.
Значение поведенческих факторов
Стоит затронуть и значение поведенческих факторов в текущих реалиях. Долгое время бал правили ссылочные факторы, но сейчас Яндекс хочет переломить этот тренд. Возможно, не сразу, но со временем, я уверен, у него получится это сделать. Уже сейчас по некоторым типам запросов влияние поведенческих факторов учитывается больше, чем тех же ссылочных.
Это связано с тем, что последние в настоящий момент сильно «зашумлены» оптимизаторами, которые пытаются таким образом манипулировать поисковой выдачей. Естественно, подобное состояние дел не устраивает ПС, и, в частности, Яндекс старается нивелировать «спамные» факторы, заменяя их другими.
В заключение хочется пожелать всем читателям удачи на пути в ТОП!
Статьи выпуска: