В конце 2012 года был анонсирован Universal Analytics. Создание этого инструмента ознаменовало начало нового витка развития систем веб-аналитики.
Universal Analytics — это обновление Google Analytics, несущее в себе принципиально иной подход к сбору посещаемости. Сейчас Google готовится к массовому переключению пользователей на новую систему. Эта статья посвящена преимуществам Universal Analytics и особенностям перехода на нее с Google Analytics.
Сбор веб-статистики в последнее время становится все более сложным. Один пользователь зачастую имеет несколько устройств. Дома он заходит на сайт с ноутбука, по дороге на работу — со смартфона, а на работе совершает заказ уже с рабочего компьютера. При использовании традиционных методов сбора статистики будет зафиксировано 3 различных, не связанных между собой посетителя. В итоге аналитик сделает неправильный вывод о том, что повлияло на решение пользователя о покупке.
На этом фоне кажется логичным одно из ключевых изменений Universal Analytics по сравнению с Google Analytics — переход от анализа посещений к анализу пользователей. Такая аналитика более близка бизнесу, который измеряет собственную эффективность в клиентах, а не в посещениях.
Рассмотрим функции Universal Analytics более подробно.
Главное изменение системы по сравнению с Google Analytics — это новый протокол отслеживания действий пользователей: https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/protocol/v1/. Он позволяет передавать данные в Universal Analytics с любых устройств: игровых консолей, терминалов оплаты, приставок цифрового телевидения. Специальные библиотеки позволяют интегрировать возможности сервиса практически в любые программные комплексы. Теперь можно передавать данные из CRM, системы колл-трекинга и так далее. Новый протокол, однако, требует другого кода отслеживания.
Важно: для использования Universal Analytics требуется изменение кода счетчика на сайте.
Следующее отличие Universal Analytics — новый подход к созданию и управлению сессиями. Они идентифицируют пользователей и позволяют разбивать их на группы.
В Google Analytics для идентификации пользователей использовались файлы cookie. Однако многие пользователи периодически их чистят или заходят на сайт с разных устройств. При этом данные, собранные Google Analytics, теряются.
В Universal Analytics задается собственный идентификатор сессии — User ID. Он идентифицирует посетителя без использования ненадежных файлов cookie. Это позволяет связать текущее посещение со всеми предыдущими действиями пользователя. Недостаток этой технологии заключается в том, что идентификацию посетителей нужно настраивать вручную для каждого ресурса. Причем при каких-либо существенных изменениях на сайте все придется настраивать заново.
В Google Analytics такая цепочка переходов будет зарегистрирована как посещения трех разных пользователей (скриншот взят из презентации Станислава Видяева, Google, «Universal Analytics — аналитика нового поколения»):
В Universal Analytics с использованием User ID та же цепочка посещений будет привязана к одному пользователю:
Благодаря использованию нового протокола отслеживания стало возможным добавлять новые источники поискового трафика в интерфейсе системы. В Google Analytics для отслеживания специфичных поисковых систем, например, nigma.ru, нужно было менять код отслеживания. В противном случае трафик с подобных поисковых систем записывался в раздел «Реферальный трафик», а не в «Органический трафик». В Universal Analytics это можно сделать через панель администратора.
Раньше добавить отслеживание поисковиков можно было, только добавив строки в код отслеживания:
Добавление дополнительных поисковых систем в Universal Analytics происходит в интерфейсе установок веб-ресурса и не требует изменения кода счетчика.
Новый протокол также позволяет передавать информацию офлайн-конверсий в Universal Analytics. Владельцы магазинов теперь могут выгрузить данные об офлайн-покупках, чтобы затем связать их с онлайн-статистикой пользователя. Для этого нужно, используя Measurement Protocol, передать данные о совершенной покупке вместе с идентификатором, по которому она будет привязана к Universal Analytics.
Еще одной новой функцией Universal Analytics стала возможность загружать данные о расходах по любым рекламным кампаниям. Расчет ROI любых рекламных кампаний был одной из самых желанных функций сервиса.
Еще один способ передать данные в UA — пользовательские определения. По принципу работы они похожи на пользовательские переменные из Google Analytics. Отличие заключается в том, что пользовательские переменные передают данные только в момент, когда посетитель находится на сайте, в то время как пользовательские определения позволяют загрузить новые данные после того, как была собрана статистика. Например, вы можете загрузить детальные данные о товарах интернет-магазина, так что каждое поле продукта будет новым параметром Universal Analytics. К примеру, если вы владелец книжного интернет-магазина, то сможете загрузить для каждой книги параметры «Автор», «Издательство», которые позволят вам отслеживать, книги каких авторов и издательств продаются лучше всего.
Universal Analytics дает возможность персонализировать всё за счет добавления собственных данных. С этой целью были введены новые пользовательские переменные и метрики, которые теперь можно добавлять прямо в интерфейсе сервиса.
Добавление пользовательских переменных в интерфейсе Universal Analytics
С октября прошлого года переход на использование Universal Analytics стал сравнительно несложной процедурой благодаря появлению Центра Обновления Universal Analytics. Этот инструмент позволяет обновить существующие веб-ресурсы Google Analytics на использование нового протокола без потери истории. Для перехода нужно подтвердить его в панели администратора и заменить код отслеживания на сайте. Целью Google является обновление всех аккаунтов веб-сайтов, отслеживаемых в системе Google Analytics, до Universal Analytics. До конца 2014 года мы можем ожидать автоматического перевода всех пользователей на новый протокол. Нужно понимать, что обновлены будут только настройки на стороне Google, а счетчик отслеживания придется обновлять вручную.
Центр обновления Universal Analytics
Таким образом, тенденция развития системы аналитики от Google — это преобразование веб-аналитики в бизнес-аналитику. Google выходит за рамки отслеживания показателей веб-сайта и предлагает отслеживать эффективность всего бизнеса, тесно переплетая онлайн и офлайн.
Статьи выпуска: