Очередной раз приветствую вас на страницах Прожектора. Сегодня поговорим о настройке целей в Google Analytics и Яндекс.Метрике. Для краткости эти названия я буду заменять на «Метрику» и «GA».
Обсудим в первую очередь, зачем вообще это нужно.
Яндекс.Метрика и Google Analytics — это удобные и интересные инструменты для оценки собственной аудитории, конверсии и рекламных кампаний. Цели (в данном случае) — это инструмент, показывающий результативность действий пользователя на сайте. Данный функционал достаточно несложный в освоении, но чрезвычайно полезный для оценки успешности работы сайта. Можно разделить все возможные цели можно на две большие группы по связи с конверсией:
Рассмотрим каждую из групп подробнее.
Цели, направленные на определение конверсии
В каждом из указанных выше сервисов можно собирать статистику по осуществленным пользователями конверсиям.
Конверсия — соотношение всех уникальных посетителей сайта за некий временной промежуток к посетителям, совершившим какое-либо запланированное действие на ресурсе.
Список подобных Действий пользователя может быть достаточно обширным в зависимости от того, какие именно услуги оказывает компания и что имеет наибольшее значение для ее работы.
Так, в данной группе можно выделить:
- Осуществление покупки.
- Заказ услуг в специальной форме на сайте.
- Переход в Корзину и оформление заказа.
- Скачивание прайс-листа оптовой торговли.
- Заказ обратного звонка.
Все эти действия, так или иначе, связаны с прямой выгодой для компании и чаще всего достаточно несложно выражаются в денежном эквиваленте, потому что каждое из указанных действий в том или ином виде является покупкой.
Цели, направленные на определение лояльности
Лояльность — это приверженность к определенной торговой марке или, в некоторых случаях, благонадежное отношение к бренду компании.
К данной группе можно отнести:
- Глубина просмотра сайта.
- Длительность сеанса.
- Просмотр определенных страниц и разделов.
- Просмотр страниц «Контакты» и «О компании».
- Подписка на рассылки.
Данные действия направлены больше на работу по узнаваемости бренда, в денежном эквиваленте представить их гораздо сложнее, но они тоже могут представлять интерес для компании.
Определение целей, интересующих вас
Чтобы быстро определиться с тем, какие цели Метрики и GA будут интересны именно для вас, проще всего поступить так:
1. пройти по основным страницам сайта и выбрать все формы, в которых возможна отсылка данных;
2. в случае если на сайте нет ни одной формы, есть смысл задуматься: «Может быть, функционал заказа все же нужен?»;
3. в противном случае — это сайт бренда, и тогда вас будут интересовать цели только, ориентированные на лояльность.
Когда список, интересующих вас действий будет готов, можно будет приступать к настройке целей и событий.
Шаг 1: Установка счетчика (кода отслеживания)
Для того чтобы статистика собиралась с сайта, на вашем сайте должны присутствовать специальные коды счетчиков Метрики и Analytics. Подробно на этом останавливаться не будем, но общая концепция такова:
- Необходимо зарегистрироваться в каждой из указанных систем аналитики.
- В код каждой страницы на сайте необходимо добавить специальный блок, который позволяет собирать статистику.
Подробно об этом можно прочесть на соответствующих страницах Яндекса и Google.
Шаг 2: Установка целей
Цели по их исполнению, можно разделить на группы:
В данном случае разделение говорит о том, как именно цели установлены и работают на сайте.
Настроить можно сбор данных по определенным действиям пользователей:
- Просмотр указанного количества страниц.
- Просмотр страниц в течение указанного времени.
- Заход на конкретную страницу.
- Событие (взаимодействие с элементами сайта).
- Последовательность действий (составная цель), которая включает перечень из предыдущих пунктов.
О каждом из них мы поговорим подробнее ниже по тексту.
Цели Яндекс.Метрики 2.0
Так как менее чем через две недели (22 июня) Яндекс обязует всех пользоваться новым интерфейсом Метрики 2.0, то и мы сразу будем выполнять все действия в новом интерфейсе, параллельно обсуждая изменения.
Из указанного выше списка Метрика не позволяет настроить цели на просмотр в течение указанного времени, но данную информацию, можно получить из других отчетов, так что это не является критичным.
1. URL. Самый простой вид цели — это переход на определенный адрес сайта (URL). Для того чтобы описать такую цель, как и любую другую, вам потребуется перейти по пути:
Войти в Метрику 2.0 → «Счетчики» → «Редактировать» → «Цели» → «Добавить цель»
Те, кто уже были знакомы со старым интерфейсом, могут заметить, что изменений на данном пути и в оформлении не так уж и много, но об отличиях сказать все же стоит.
Измененный диалог добавления целей в Метрике 2.0
Отличия: В Метрике 2.0 можно установить, как заявлено, 200 целей для каждого сайта (ранее было заявлено 100, из которых собирались подробные данные по 10).
Для каждой цели появилась настройка «Ретаргетинг», которая позволяет разделить цели, на те, которые нужны для аналитики и для Яндекс.Директа (подобные цели можно настроить, чтобы отображать объявления Директа только в случае, когда пользователь уже выполнил определенную цель: добавил товар в корзину, купил товар).
Также исчезла настройка «Собирать подробные данные».
Для того чтобы указать подобную цель дополнительных настроек не требуется — указывается только адрес, по которому должен перейти пользователь, и выбирается формат по которому сравнивается URL (начинается с определенного набора символов, содержит в себе часть пути, полностью соответствует или описан, как регулярное выражение).
Примеры использования: пользователь перешел на страницу «Где купить» или завершил оформление услуг и оказался на странице «Спасибо за заказ».
Необходимо помнить:
В Метрике путь указывается в полном формате (https://prozhector.ru/index/vypusk-70/), тогда как в Google Analytics путь нужно указывать без доменного имени (/index/vypusk-70/).
Для скачиваемых файлов (прайс-листов, документов) данная цель работать не будет, так как она выполняется только на страницах, на которых установлен счетчик.
2. Событие. Данный вид цели способен обрабатывать более сложные случаи, но и требует умений в изменении кода страниц.
События можно привязывать к отправке форм, нажатию на кнопки, клику по ссылкам и многим другим действиям пользователя, которые не привязаны напрямую к урловой структуре сайта (например, расчет в калькуляторе, написанном на JS).
Установка события в Метрике 2.0
Для данного типа необходимо прописать в коде страницы специальный обработчик вида:
< input type="submit" onsubmit="yaCounterXXXXX.reachGoal('id')">
Где yaCounterXXXXX.reachGoal — выполнить для счетчика с номером XXXXX цель с идентификатором «id».
Примеры использования: отправка формы, клик по кнопке, скачивание файла, клик по ссылке.
Необходимо помнить:
Если счетчиков (кодов отслеживания) на странице больше одного (например, при работе с SEO-подрядчиками), то и событие должно быть прописано для каждого счетчика Метрики, для которого необходим сбор данных.
Также пользователь может отправлять форму не кликом по кнопке «Отправить», а нажатием кнопки Enter на клавиатуре, поэтому, чтобы данные о конверсии были верными, события необходимо настраивать именно на отправку формы, а не клики.
Для надежности, рекомендуется указывать идентификаторы латинскими символами.
3. Просмотр страниц. Данный вид отличается минимумом настроек — необходимо указать только количество страниц, которое вас интересует.
Рекомендуется устанавливать значение, к которому вы стремитесь (например, 5 страниц). Пример использования вытекает из названия.
4. Составная цель. Данный тип описывает целую последовательность действий пользователя, в которой могут одновременно участвовать и просмотры страниц, и идентификаторы в определенном порядке.
Составная цель в Метрике 2.0
Примеры использования: построение воронки для последовательностей оформления заказа, регистрация на сайте, прохождение определенного пути в каталоге товаров.
Необходимо помнить:
Воронки являются крайне удобным способом для определения того, насколько эффективно используется та или иная форма на сайте. В простом графике вы можете определить, сколько пользователей «отваливалось» на каждом из этапов, интересующего вас действия.
Например, можно построить последовательность: просмотрело информацию о регистрации на сайте 100 человек, из них только 10 попытались заполнить форму, только 2 дошли до последнего шага регистрации. Что подобный пример может означать? А выводы достаточно просты: как вариант, пользователи не видят преимуществ в регистрации, очень многие считают ее слишком сложной, что даже не доводят до конца. Аналогично вы можете проверить оформление заказа и прочие подобные пути, по которым вам необходимо, чтобы пользователи проходили.
Цели Google Analytics
Во многом возможности GA по настройке целей схожи с указанными для Метрики. Только в данном случае цели записываются в «Представления» (в одном представлении до 20 целей и до 25 представлений на учетную запись, что дает нам до 500 записей). Также очень важным отличием является то, что удалять цели в GA невозможно (обратите на это особо пристальное внимание). Для настройки целей GA, вам потребуется перейти:
Войти в GA → «Администратор» → «Цели» → «+ цель»
1. Цель (URL). Аналогично — это переход по адресу, который работает примерно также и в Метрике. Для создания каждой из целей, вам потребуется в настройках «Установка цели» указать «Выбрать», а далее все схоже ранее описанному:
Выбор типа цели в Google Analytics
Для создания необходимо выбрать тип «Цель» и указать адрес страницы.
Отличия от Метрики:
- Для адреса, как ранее уже было сказано, URL необходимо указывать без доменного имени.
- Для любой цели можно установить денежный эквивалент (например, указать стоимость клика по кнопке отправки заказа услуг) и следить за статистикой в денежном виде.
- Также, присутствует простой и удобный функционал «Подтверждение цели»: вы можете узнать, сколько раз за последнюю неделю было совершено данное действие, кликом по ссылке.
В остальном все аналогично, включая примеры использования. Для скачиваемых файлов данный тип работать так же не будет, по тем же причинам.
2. Событие. Данный вид цели достаточно сильно отличается. В Google Analytics события указываются не одним модификатором, а сразу 2-4 характеристиками, обязательными из которых являются первые две.
В качестве категории и действия приводятся тип элемента и совершаемой над ним манипуляции (например, form, click). Ярлыком служит некоторое описание действия (как вариант, form_click). Ценность, как и писалось выше, может устанавливать эквивалент действия в долларах, но чаще всего не заполняется.
Настройка события Google Analytics
На сайте в коде страницы обработчик должен указываться как:
ga ('send', 'event', 'category', 'action', 'label')
Где «ga ('send', 'event')»
означает — выполнить цель с параметрами 'category', 'action' и 'label' соответственно.
3. Просмотр страниц, продолжительность. Все минимально отличается от настроек в Метрике, за исключением того, что GA способен использовать продолжительность как цель.
4. Последовательность (составная цель). Данный тип разительно отличается от аналогичного в Метрике тем, что он не вынесен в отдельный пункт настроек.
Создать цель, описывающую последовательность шагов, можно только выбрав обычную «Цель» в качестве исходной и указав для нее «Последовательность» в настройках ниже.
Настройка последовательности Google Analytics
Необходимо помнить:
Шаги указываются в таком порядке: сначала выполняются нумерованные шаги, указанные внизу; последним выполняется указанный в верхней строке.
Для всех шагов будет использован один и тот же тип правила («Равно», «Регулярное выражение», «Начинается с»).
Добавить «событие» в последовательность (как в Метрике) не представляется возможным, поэтому, если вам необходимо, чтобы одним из шагов воронки была отправка формы или клик по кнопке, то придется создать виртуальную страницу. Оформляются они очень похожим на события образом:
_gaq.push(['_trackPageview','/order']),
где «/order»
— адрес создаваемой виртуальной страницы для Google Analytics или
ga('send', 'pageview', '/order')
для Universal Analytics.
После этого подобное условие можно будет использовать, как часть последовательности.
Использование виртуальных страниц Google Analytics
Недостаток у данного метода в том, что виртуальные страницы начинают отображаться в списках страниц сайта и их достаточно проблематично отсеивать при проверке.
Шаг 3: Использование в работе и подведение итогов
Неоценимый плюс от создания подобных целей в том, что весь их список можно применять ко всем отчетам в Яндекс.Метрике и Google Analytics.
Интересует, в каких регионах наблюдается наибольшая конверсия? Без проблем - наложите на отчет «География» цель «Заказать услугу» и при необходимости поверх этих данных наложите сегментацию, фильтруя данные по любым интересующим критериям, таким как пол и время суток.
Подобным образом вы можете оценить наиболее конверсионные каналы, регионы, страницы, аудиторию, ключевые фразы, ровно, как и данные из любого отчета.
В тоже время цели, оформленные в виде последовательностей, позволяют выяснить, какие этапы на пути к конверсии вызывают у пользователей наибольшие трудности, и над чем стоит поработать для повышения прибыли.
И теперь я, как обычно, желаю вам успехов в настройке и анализе полученных данных, оставляя наедине с более глубоким изучением тематики.
Статьи выпуска: