Не так давно в комментариях задавались вопросы по поводу тегов nofollow и noindex, а также их влияния на продвижение. В этом выпуске мы рассмотрим тему подробно, так как на страницах «Прожектора» она еще не освещалась. Обратите внимание, данная информация будет полезна в первую очередь тем, кто не знаком с темой вообще или не до конца понимает какие-либо тонкие моменты.
Если тема вам в той или иной мере известна, можете сразу переходить к разделу «Рекомендации по установке тегов».
Определимся с понятиями
Начнем с определений.
noindex — запись, указывающая поисковым системам, что данную страницу или часть текста не нужно индексировать. Поможет избежать дублирования контента или скрыть от поисковых систем служебные разделы сайта.
nofollow — запись, указывающая, что роботы поисковой системы не должны переходить по данной ссылке и что вес ссылки не должен передаваться. Полезно для указания поисковым системам служебных, «ненадежных» и спамных ссылок (например, из комментариев к записям в блоге).
И nofollow, и noindex существуют не в единственном варианте: есть метатег и тег noindex, а также метатег и атрибут nofollow. Все это — четыре немного не связанных понятия.
Метатеги — это необязательные описания страницы, определяющие ее целиком и не отображаемые для пользователя. Размещаются они в определенной ее части (в заголовке). Самые известные из них — title и description.
Теги и атрибуты — это элементы языка разметки, из которых страница строится, то есть, грубо говоря, части страницы, которые видит конечный пользователь.
Отсюда вытекает и отличие рассматриваемых понятий — одна пара из них относится к страницам, другая – к конкретным ее частям.
Рассмотрим каждый из вариантов использования подробно.
Метатег noindex
Так как мы говорим о метатеге, имеется в виду запись, указывающая поисковой системе, что не нужно индексировать целиком одну страницу. Действие метатега noindex, по сути, аналогично директиве disallow файла robots.txt.
Устанавливается в заголовочной части страницы и имеет описание:
Данная запись является стандартной, хотя возможны варианты вида meta name="Googlebot" или "yandex".
Все, сказанное выше, в полной мере поддерживается крупнейшими ПС, такими как Яндекс и Google, а также является стандартом W3C (Консорциума Всемирной паутины).
Коротко: закрывает от индексации всю страницу, поддерживается всеми ПС.
Тег noindex
Когда начинается разговор о теге noindex, необходимо понимать, что имеется в виду закрытие от индексирования части текста на странице.
Может использоваться в любом месте кода:
Стандартом подобная запись уже не является, и так закрыть текст можно только от поисковой системы Яндекс. Google продолжит индексировать этот блок.
Данный тег не является валидным, и более предпочтительно использование записи:
Такой вид использования указывается и самой поисковой системой.
Коротко: закрывает от индексации часть страницы, поддерживается только Яндексом.
Метатег nofollow
Аналогично предыдущему метатегу, он запрещает поисковым системам переход по всем ссылкам на странице.
Записывается в заголовочной части, имеет описание:
Метатег стандартный, полностью поддерживается поисковыми системами и W3C.
Коротко: запрещает поисковым системам переходы по всем ссылкам на странице, поддерживается всеми ПС.
Атрибут nofollow
Как следует ожидать из описанного выше, запрещает поисковым системам переход только по одной ссылке, у которой установлен.
Формат записи:
Коротко: запрещает поисковым системам переходы по одной ссылке, поддерживается всеми ПС.
Рекомендации по установке
#1. Что закрывать?
По словам Справочной системы Google, использовать описанные выше теги необходимо для платных, ненадежных и служебных ссылок. Как уже указывалось, это могут быть ссылки, которые пользователи добавляют к своим комментариям, «продажные» и рекламные, а также необходимые для перехода к страницам вида «логин», «регистрация» и RSS-ленте. С помощью nofollow-ссылок можно избежать «Плохого соседства», когда ваш сайт ссылается на спамный.
#2. Сколько максимум закрывать?
Насчет этого рекомендаций нет ни в одной справочной системе. В обсуждениях на тематических форумах указывается, что фильтров, связанных с количеством nofollow-ссылок, нет. Также нет и информации о том, считает ли поисковая система слишком частое использование данных тегов переоптимизацией.
#3. Что с внутренними ссылками?
Как правило, большинство источников сходится во мнении, что активно закрывать внутренние ссылки на сайте в nofollow практически нет смысла (кроме служебных страниц или обдуманного перераспределения приоритетов).
Так или иначе действия с внутренней ссылочной массой могут сыграть плохую службу, если их выполнять необдуманно (так, например, можно «случайно» выкинуть из индекса полезные статьи или целый уровень иерархии страниц, если на сайте нет sitemap.xml, а также «сделать более важными» не первостепенные страницы).
#4. Что с внешними?
С внешними ссылками энтузиасты расходятся во мнениях — одни считают, что закрывать стоит только ненадежные ссылки, другие уверены, что закрывать стоит все, третьи полностью игнорируют данное средство, и каждая из групп упорно показывает положительные результаты, которых они смогли добиться. Четко утверждать можно только то, что для ссылок на ненадежные сайты атрибут не будет лишним; в остальном чаще всего дается рекомендация уделить большее внимание созданию уникального контента, а со ссылками просто принять какое-то единое решение.
#5. Можно ли закрывать коды счетчиков в noindex?
Можно, как и любой часто повторяющийся на страницах контент. Стоит помнить лишь о том, что закрыть от индексирования часть текста на странице можно только от Яндекса.
#6. Стоит ли скрывать рекламные блоки Яндекс.Директ и Google AdSense?
Нет, не стоит, это практически лишено смысла.
Вместо итогов
#X. Позволят ли мне данные теги оказаться в ТОПе?
В 2009 году Мэтт Каттс сказал, что «nofollow-ссылки не помогут сайту ранжироваться выше в выдаче Google», но, с другой стороны, они могут уберечь от «Плохого соседства». Так что однозначного ответа здесь нет.
Тем не менее тема достаточно интересна, достойна изучения и в некоторых аспектах полезна — алгоритмы поисковых систем развиваются, и, кто знает, может быть, данные критерии обретут в будущем большее значение, чем сейчас.
Статьи выпуска: