Все об интернет-маркетинге
из первых рук
подписаться
на рассылку
нас уже
112 133

5 правил SEO-копирайтера, написанных кровью

Мы ведем наш дайджест с 2012 года, и обладаем главной базой приемов по продвижению интернет-проектов.




В шутке про кровь есть, увы, только доля шутки.

Кровь эта вполне ощутима и появляется в двух случаях. Первый — когда клавиатура оказывается ей залита в 4 часа утра. Второй — когда ты смотришь на написанное, тебе хочется достать платок и утереть глаза, но ты не делаешь этого: кровавые слезы плохо отстирываются.

Ни к чему долгие прелюдии, начнем.


1. Мало красиво написать. Нужно красиво оформить


Что делать, если клиент раз за разом не согласует тексты и не может сказать, что не так? Забавно, но не факт, что дело в качестве текстов. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда душа клиента просила красоты — причем клиент свои желания с трудом осознавал в это время. И красоты хотелось не в плане оборотов и стилистики. Изначально завернутый текст, дополненный картинками, самую малость сверстанный (разбитый на колонки в некоторых местах) и причесанный по форматированию, бывал принятым на ура. И — нет, в самом тексте ничего не правили.

Что входит в понятие «красиво оформить»? Как минимум следующее:

  • одинаковый шрифт;
  • читаемый размер шрифта (12-ый);
  • размер шрифта отличается от основного только в заголовках;
  • настроенные межстрочные интервалы;
  • настроенные отступы до и после абзацев;
  • форматирование везде по ширине;
  • добавленные изображения (по 1 на текст — уже хорошо).

До маразма в оформительстве дойти легко, но не надо. Видел я тексты, отправленные клиенту, и в PDF (как их править?), и в Power Point (зачем, Господи?). Так тоже делать не стоит.

Почему в итоге крови будет меньше:

  • меньше негатива от трудных клиентов и времени, потраченного на срочные доработки;
  • меньше времени на оформление портфолио.

2. Прежде чем писать фигню — попробуйте убедить клиента, что так не надо


Забудьте про фразу «клиент всегда прав». Клиент часто неправ — просто потому, что разбирается в рекламе хуже вас. Иначе бы он вас не нанял. Другое дело, что клиенту часто еще и стыдно показать свою некомпетентность, поэтому от него порой появляются странные требования. Не надо сразу кидаться их выполнять. Сначала стоит убедить клиента, что вы не просто так получаете от него деньги и вообще разбираетесь в том, что делаете.

Что можно сделать?

  • Для начала — спросить, почему именно так будет лучше. В идеале на личной встрече или по Skype. Будете вести себя уверенно и приводить разумные аргументы — проблем с этим клиентом больше не будет.
  • Описать ситуацию в формате: ради каких целей написан текст => что именно в тексте влияет на достижение этих целей => чего не будет в тексте после принятия правок от клиента => почему текст не достигнет целей. Такой вариант подходит для письменного общения.
  • Сослаться на авторитетов, если уж вы клиенту не авторитет. Вам в помощь блоги или сайты раскрученных копирайтеров и агентств, а также книги по рекламе.

Почему в итоге крови будет меньше:

  • написание фигни не будет сжирать ваши моральные силы;
  • не будет мучительно больно, если кому-то откроется, что это — ваша работа.

3. Ведите снимок дня


Снимок дня — крутая штука для всех, кто занимается процессной работой. SEO-копирайтинг под это определение подходит идеально.

Это простая штука — таблица в Excel всего из 4 столбцов:

  • «Время начала». Считается формулой, равно «Времени окончания» предыдущего действия.
  • «Время окончания». Ctrl+Shift+6 — и Excel поставит текущее время в ячейку.
  • «Длительность». Считается формулой «Время окончания» минус «Время начала».
  • «Что делал». Единственный столбец, в котором нужно что-то печатать.

Хотя лично мне еще хорошо помогает пятый столбец «Сколько написал», заполняется он тоже вручную напротив дел типа «пишу текст для сайта такого-то».

Ведение снимка занимает несколько минут чистого времени в день. А пользы от него куча. Оказывается на виду все профуканное время, наступает понимание продуктивных и непродуктивных часов, в конце концов, становится стыдно за бесцельно потраченную молодость. А главное — ты понимаешь, сколько в действительности ты можешь написать за 1 час. Если вот сесть — и писать.

Мой личный рекорд с использованием этого подхода — 66,5 тысяч знаков в день. Да, не за обычный рабочий день, а за 17 часов. Но это возможно. И это были вполне неплохие тексты, написанные для известного интернет-магазина. Принятые и оплаченные, кстати, с первого раза.

Почему в итоге крови будет меньше:

  • пропадет неконструктивное и ведущее к запоям ощущение «я работал полдня и ничего не написал, я бездарность!»;
  • личная дисциплина станет лучше — работа пойдет быстрее, появится больше времени на отдых, сон и выбивание лучших условий от клиентов;
  • если дедлайн уже наступил, можно будет выйти из ситуации с меньшими потерями нервных клеток.

4. Помни: «Вкалывают роботы, счастлив человек»


Сервисов для копирайтеров куча. Писать их обзоры и без меня много желающих, я же хочу рассказать немного о другом.

Макросы в MS Word. Их легко сделает даже человек, который понятия не имеет ничего про VBA. Умница Word позволяет просто записать действия пользователя, а потом воспроизводить их по необходимости. Делается это через вкладку «Вид» => «Макросы» => «Запись макроса…». После записи макрос будет доступен для применения.

Лично мне экономят 30–40 минут в день следующие:

  • Форматирование. Приводит текст к нормальному виду по требованиям из пункта 1. Только что картинки не вставляет;
  • Удаление двойных пробелов и абзацев;
  • Смена языка проверки орфографии на русский;
  • Сжатие таблиц до размеров экрана;
  • Замена всех форм слова «вы» на вариант написания с большой или маленькой буквы (под требования конкретного клиента).

Для удобства кнопки всех макросов вынесены на панель быстрого доступа.

Почему в итоге крови будет меньше:

  • лишние полчаса в день — это возможность иметь на полчаса больше крепкого, здорового сна, который восстанавливает нервы и лечит мозоли на подушечках пальцев;
  • когда сроки подходят к концу, а текст еще не готов, дополнительные полчаса на написание — это счастье.

5. Не заморачивайтесь на вымарывание всех повторов


Я не знаю, кто, когда и зачем придумал, что в тексте не должно быть повторов. Но эта идея плотно сидит в голове практически всех копирайтеров. А зачем?..

Нет, понятное требование — чтобы не было переспама. Но переспам вам нормально покажет добрый десяток сервисов, вычистить его с их помощью не проблема. Я же говорю о тех повторах, которые нужно устранять вручную. Подбирать синонимы, перестраивать фразы, местами даже удалять предложениями — ну потому что не заменишь!

При этом на моей памяти за 7 лет было два клиента, которые отмечали повторы в текстах как недостаток. Два. Из примерно 4 тысяч. Процент сами посчитаете? Для сравнения — столько же клиентов не любили слово «изделие», потому что оно им напоминало о советских «изделиях № 2».

И еще выскажу крамольную мысль. Читателям повторы не мешают, а помогают. Нужно выстраивать меньше логических связей, меньше запоминать, меньше соотносить, а какое же сейчас тут слово из ранее упомянутых имелось в виду. И — да, если читатель не профессиональный редактор/копирайтер, повторов он не видит.

Почему в итоге крови будет меньше:

  • время между написанием и сдачей текста сократится на треть. А значит, ледяное дыхание дедлайна успеет прибавить вам на треть меньше седых волос;
  • общая производительность вырастет примерно на 10 % — как насчет дополнительных перекуров?

В заключение


Скажу честно: я не задавался целью составить рейтинг самых-самых-самых правил. Они отбирались для статьи очень просто: здесь были приведены те, что активно мне помогали на протяжении прошлого месяца. На самом деле их, конечно, больше.

И раз уж вы не поленились дочитать досюда, почему бы вам не поделиться в комментариях своими подобными правилами?