Все об интернет-маркетинге
из первых рук
подписаться
на рассылку
нас уже
112 133

Горячий сезон зимней резины: какие ошибки юзабилити отпугнут клиентов?

Мы ведем наш дайджест с 2012 года, и обладаем главной базой приемов по продвижению интернет-проектов.

Зима уже не за горами, и скоро автолюбители будут “переобуваться”. Покупка шин в интернете стала уже для многих нормой, и сейчас у онлайн-магазинов наступает очередной “горячий сезон”. Поэтому для юзабилити аудита на этот раз я выбрала тематику сайтов “зимние шины”. Однако сегодня мы охватим в анализе не один сайт, как обычно, а целых 7!

Каков был критерий отбора? Я взяла сайты коммерческой направленности, которые находятся в ТОП 11-20 Яндекса по запросу “зимние шины” (выдача поисковика не статична, поэтому за время анализа позиции сайтов менялись, и 1 сайту удалось выйти в ТОП 10). В процессе аудита этих ресурсов были выявлены ошибки их юзабилити, устранение которых могло бы улучшить поведенческие факторы, а значит, добавить плюсов сайту в глазах пользователей и ПС Яндекс.

1. www.4tochki.ru (11 место по запросу “зимние шины” на 6.10.2012).

  • Одна из наиболее серьезных ошибок на сайте — избыточность информации на странице с конкретным товаром:

Теряется не только кнопка “Купить”, но и вообще становится непонятно, что именно на странице можно сделать. Вся лишняя информация на странице отвлекает пользователя, уводит его от покупки товара, который он уже выбрал.

К сожалению, нажатие по кнопку “Купить” не приводит ни к чему (видимо, техническая проблема). Это полностью исключает возможность заказа через сайт.

  • При попытке сделать заказ пользователя также может ожидать “инструкция по использованию ПК”:

  • Судя по следующей ошибке юзабилити, владелец сайта явно не хочет получать много заказов:

Ни одной кнопки “Оформить заказ” я не нашла. Зато обнаружила целых три кнопки “Удалить/Очистить”, которые бросаются в глаза намного сильнее, чем скромная кнопка заказа “Дальше”.

Также видим кнопку “Продолжить подбор” (с классической пиктограммой, обозначающей обычно “Далее”), которую ошибочно по изображению и местоположению можно принять за кнопку продолжения оформления заказа. Но нажатие на нее только вернет нас обратно в магазин.

2. www.koleso22.ru (13 место по запросу “зимние шины” на 6.10.12).

  • Перенасыщенный элементами дизайн и мощные “вампиры внимания”, которые сильно отвлекают от поиска нужной информации, являются довольно серьезными ошибками юзабилити .

Так, на главной странице анимационный автомобиль и никуда не ведущий баннер с меняющимися изображениями перетягивают внимание пользователя от поиска общего каталога шин и дисков. Мне не сразу удалось его заметить, особенно если учесть, что в основном меню пункт “Каталог” отсутствует.

  • Неочевидная кнопка добавления товара в “Корзину”.

Небольшое изображение “Корзины” (нажатием на которую и реализован на данном сайте заказ товара) теряется в списке предлагаемых шин:

  • Недочеты в “Корзине”.

Впервые столкнулась с “Корзиной”, которая не имеет кнопки “Оформить”, зато имеет кнопку “Печатная форма”:

Орфографические ошибки (“Цена за еденицу”) на таких важных страницах вашего сайта просто недопустимы! Кроме того, описание товара на странице “Корзины” уже можно не размещать, а надпись о том, что описания не существует — тем более.

3. www.pokrishka.ru (15 место по запросу “зимние шины” на 6.10.12).

  • “Резиновая” верстка страницы вкупе с мелким шрифтом серьезно затрудняет чтение и без того больших текстов, так как порождает слишком длинные по ширине строки текста:

Глаз человека при вынужденном движении от строчки к строчке делает рывки, двигаясь по горизонтали от конца предыдущей строчки к началу следующей. При мелком размере шрифта глаз тратит энергию не только на движение по строкам, но и на дополнительную фокусировку и устает быстрее. К тому же чем длиннее строка, тем больше усилий надо прилагать глазу, чтобы перейти от конца одной строки к началу другой.

Если вы хотите, чтобы ваш текст читали, не делайте таких ошибок юзабилити.

  • Нестандартное расположение “Корзины” приводит к тому, что она теряется на странице среди прочего текста:

4. www.ultrashina.ru (15 место по запросу “зимние шины” на 6.10.12).

  • Переизбыток информации на главной странице и неоптимальное расположение важных элементов сайта.

Самые важные сервисы (подбор шин и дисков) и информация (например, “Контакты”) вынесены на левый сайдбар, а в первом экране пользователя прямо по центру страницы видим сообщение, предупреждающее нас, что наличие товара надо уточнить у менеджеров. Это может отпугнуть пользователей и даже создать ощущение, что это сообщение об ошибке на неработающем сайте.

  • Избыточная карточка товара. Нет выбора количества шин, которые нужно заказать, зато есть непонятное число 25 около кнопки “В корзину” для всех шин:

В одной таблице на каждой карточке товара приведен список всех шин данной марки, они отличаются только типоразмером. Можно было не приводить каждый раз таблицу, а реализовать выбор типоразмера из выпадающего списка.

  • Несоответствие названия пункта меню и контента при переходе по клику.

При переходе в каталог шин http://www.ultrashina.ru/catalog_tyrewinter.html пользователю выдается статья о том, почему зимой нужно ездить на зимних колесах, а сам каталог шин (даже не шин, а их производителей) находится на третьем (!) экране пользователя и доступен только после прокрутки.

5. www.shinatut.ru (16 место по запросу “зимние шины” на 6.10.2012).

Обратим внимание на такой полезный функционал, как подбор шин:

  • Поля формы не содержат подсказки для пользователя.

Непонятно, что вводить, пока не нажмешь на выпадающий список. Я бы рекомендовала убрать слово “Выбрать” из формы как не несущее какой-либо информации. В полях оставить только значимые слова — “Марка”, “Модель”, “Год выпуска”, “Объем двигателя”.

  • Неинформативные результаты поиска по марке автомобиля.

Люди, которые используют функцию подбора шин по модели машины, скорее всего, затрудняются с точным типоразмером шин, который им нужен (или делают это впервые), поэтому результаты поиска, которые снова приведут их к необходимости выбора шин по параметрам (высота, ширина, радиус и т.д.), могут быть неполезными для них. Подобная ошибка юзабилити может отпугнуть много потенциальных клиентов.

  • Отсутствие отзывов. На страницах с карточками товаров видим, что отзывов почти нигде нет. Почему? Разгадка кроется ниже:

Между тем отзывы — мощнейший инструмент, побуждающий пользователей совершать покупку. Жаль, что на сайте им не нашлось места.

6. www.internet-koleso.ru (17 место по запросу “зимние шины” на 6.10.12).

Пользователи, заходящие на сайт интернет-магазина шин и дисков, должны легко находить каталог товаров (ведь именно за этим они и пришли). Здесь переход в каталог зимних шин замаскирован под изображение в шапке сайта — не сразу понятно, что по клику на картинку можно попасть в каталог зимних шин:

  • При клике на баннер (пункт меню?) с надписью “Шины” переход на другую страницу не осуществляется, просто обновляется главная страница.
  • Карточка товара требует явно лишних действий от пользователя:

  • Очень мелкий шрифт текста, что особенно заметно при попытке выбрать параметры в форме подбора шин:

  • Отсутствие сортировки в каталоге шин серьезно затрудняет выбор:

7. www.powershina.ru (20 место по запросу “зимние шины” на 6.10.12).

  • Экраны блокировки при входе на сайт.

Первое, что видит пользователь, попавший на сайт — это заблокированный экран и окно, в котором нас просят указать свой регион. Выбор, правда, не богат — три региона, два из которых просто адресуют нас на неработающие поддомены. Пользователи теряются при появлении блокирующих окон с требованием что-нибудь указать.

  • Ошибки подачи информации о спецпредложениях.

По странице/блоку со спецпредложением должно быть понятно, в чем его суть. В данном случае нет разницы в цене по сравнению с ценой до распродажи (хотя есть надпись “Скидка”). Также присутствуют непонятные числа под изображением товара. Самое интересное, что такие же числа присутствуют и в каталоге шин:

  • Подбор по автомобилю не работает, а подбор по параметрам зачастую работает очень долго (более минуты!).
  • Результаты расширенного поиска по параметрам тоже содержат ряд недочетов, которые не способствуют простому и быстрому выбору шин:


Выводы


Ошибки юзабилити, найденные мной на сайтах продавцов шин и дисков, типичны для любых интернет-магазинов. В основном это:

  • непривычное расположение корзины,
  • нестандартный вид и название кнопки заказа,
  • отсутствие фильтров сортировки в результатах поиска,
  • неработающий функционал,
  • блокирующие окна.

Как обнаружить, есть ли на вашем сайте ошибки юзабилити? Вот несколько советов:

1. Анализируйте данные статистики систем Google Analytics и Яндекс.Метрика.

2. Используйте специализированные сервисы поиска ошибок на сайте. Например, аудит в сервисе Rooletka поможет вам выявить многие технические ошибки оптимизации (долгое время загрузки сайта, проблемы с конверсионной информацией и т.п.).

3. Как можно больше тестируйте ресурс на реальных пользователях (начните со своих родственников, коллег и друзей).

Чем меньше на вашем сайте будет ошибок usability, тем удобнее будет на нем находиться пользователям. Это, во-первых, поможет вам улучшить поведенческие факторы, которые учитывают поисковые системы при ранжировании ресурсов в выдаче. Во-вторых, это напрямую повлияет на конверсию интернет-магазина, лояльность клиентов и, соответственно, вашу прибыль.

Исправляйте ошибки удобства вашего сайта и не теряйте клиентов в самый горячий сезон!