Все об интернет-маркетинге
из первых рук
подписаться
на рассылку
нас уже
112 133

Ветер перемен дует с Яндекс Островов

Мы ведем наш дайджест с 2012 года, и обладаем главной базой приемов по продвижению интернет-проектов.

16 мая на конференции Yac/m представители Яндекса объявили о запуске нового формата поисковой выдачи Яндекс Острова, который позиционируется как поисковая платформа, специально разработанная с целью минимизировать время на нахождение ответа на запрос пользователя.

В рамках внедрения нового формата Яндекса сайты в поисковой выдаче будут показываться не как список сниппетов, а в виде отдельных блоков — “Островов”. По задумке разработчиков каждый из них — это интерактивный ответ на вопрос пользователя. Создавая “Остров” для сайта, оптимизаторы смогут использовать широкий набор инструментов интерактивного взаимодействия (формы дополнительного ввода данных, табло, поиск по контенту).

К примеру, для регистрации на рейс нужно будет лишь ввести данные в форму, представленную в поисковой выдаче в виде “Острова”, вместо того чтобы переходить на сайт авиакомпании для её заполнения там. Как утверждается в презентационном ролике Яндекса, это позволит пользователям сэкономить значительное количество времени:

Подобные изменения затронут лишь коммерческие поисковые запросы, для информационных — разработчиками Яндекса придумана другая схема работы. Пользователи смогут увидеть в результатах выдачи не просто набор тематичной информации, а максимально подходящие ответы на их запросы:

При этом просмотреть информацию на подобранной поисковиком странице сайта пользователь сможет прямо в Яндексе, не переходя на сайт. Для этого нужно будет лишь навести курсор или кликнуть на соответствующий элемент разметки.

Подобная структура и дизайн поисковой выдачи уже давно используются Google, однако лишь как второстепенный информационный блок, добавленный к стандартному формату результатов поиска:

Те, кто уже пользовался зарубежным вариантом Яндекса, заметят несомненное сходство дизайна “Островов” и поисковой системы yandex.com:

В целом направление, в котором будет представлен дизайн новой поисковой выдачи Яндекс Острова, понятно. Не стоит сомневаться, что изменение алгоритма вывода результатов поиска скажется и на поисковом продвижении, а новый формат “Островов”, пришедший на смену сниппету, привнесёт свои коррективы в оптимизацию сайтов.

Миграционная политика на “Островах”:

  • ввод данных пользователем будет осуществляться на странице результатов поиска (например, заполнение формы регистрации на рейс);
  • информация от сервиса будет передаваться в режиме реального времени (наличие билетов, погода, расписание электричек);
  • транзакции с внутренних страниц сайта будут перенесены на страницы результатов поиска (оформление подписки, заказ такси);
  • в поисковой выдаче не будет строго определённого количества сайтов (их может быть как больше, так и меньше 10, в зависимости от их релевантности запросу с точки зрения поисковой системы);
  • чтобы иметь собственный “Остров”, сайты должны будут представить информацию на своих страницах с использованием разметки Open Grath.

Яндекс опубликовал следующую инструкцию для создания “Острова”:

1. Создать схему (описание) своей поисковой формы согласно документации.

2. Загрузить эту схему в редактор форм.

3. Убедиться в правильности отображения.

Несомненно, сайты, имеющие “Острова” и попавшие в ТОП, будут привлекать больше внимания пользователей, чем те, кто проигнорировал нововведение Яндекса. С каждым днём в сети появляется всё больше оптимизаторов, начавших или планирующих начать доработку кода своих ресурсов под новую платформу.

Вопрос о том, какие изменения произойдут в технологиях продвижения ссылками, пока остаётся открытым. В настоящее время аналитики сервиса Rookee подготавливают базу для исследования особенностей ранжирования Яндекса с учетом передовой технологии “Острова”.

Будет ли влиять ссылочный вес страницы на вероятность её попадания в ТОП поисковой выдачи или на первый план выйдет поведенческий фактор? Что будет иметь больший смысл: находиться в ТОП 3 или иметь свой “Остров” в ТОП 10? Ответы на эти вопросы мы сможем получить только после завершения исследовательской работы по изучению нового алгоритма.


Как выжить на Островах Яндекса?


Так какие же вопросы стали самыми обсуждаемыми на SEO-форумах в связи с появлением Яндекс Островов?

Пожалуй, самый насущный вопрос — снизится ли трафик на сайты, ведь пользователю больше не нужно будет заходить на web-ресурс для совершения покупки или поиска ответа на вопрос. Тут мнения SEO-гуру расходятся: некоторые полагают, что трафик сильно упадёт, особенно на информационные ресурсы. Другие считают, что для коммерческих сайтов отсутствие трафика не станет помехой.

Ведь, по сути, трафик — лишь промежуточная задача, в то время как конечная цель владельцев коммерческих сайтов — это осуществление пользователем транзакции (заказа, покупки, подписки, бронирования). Таким образом, для владельцев коммерческих ресурсов не будет иметь значения, откуда совершена транзакция: из поисковой выдачи или со страницы сайта.

В FAQ по “Островам” на вопрос “Почему это выгодно для моего сайта, а не просто приведет к потере трафика?” представители Яндекса ответили следующее:

“Интерактивные ответы помогут пользователю сделать первый шаг на пути к решению, но не заменить сайт Яндексом; сама интеракция/действие будет происходить на сайте, а не в поисковой выдаче Яндекса (если вебмастер не настроил свой остров так, что полностью переносит действие на Яндекс). При этом вебмастер сам контролирует, что он готов вынести в поиск и какая часть интеракции должна происходить на сайте. Есть много примеров, когда на поиск можно вынести интерактив не в ущерб функциональности сайта, например, поисковая форма на сайте.

Платформа “Острова” прежде всего ориентирована на те сайты, на которых происходит активное взаимодействие с пользователем — осуществляется поиск, выполняется действие. И весь наш богатый опыт работы с партнерами в рамках колдунщиков и вертикальных сервисов говорит о том, что чем лучше представлен ответ в поисковой выдаче, тем лучше трафик и выше конверсия для сайта”.

Совсем другая ситуация складывается для информационных ресурсов. Зачастую их владельцы получают доход за счёт размещения рекламы на страницах своего сайта (баннеры, контекстная реклама). А это значит, что чем меньше пользователей увидит рекламу, чем меньше будет кликов по рекламным объявлениям, тем меньше денег получит владелец ресурса. Наиболее критична такая схема развития событий для владельцев МФА сайтов, на которые пользователи вообще должны прекратить переходить, если следовать логике Яндекса.

На вопрос о том, как же быть информационным сайтам, представители Яндекса ответили следующим образом:

“Наша задача — лучше показать пользователю, какой сайт отвечает его запросу. В отношении информационных сайтов — это означает правильно анонсировать представленный на сайте контент.

В поисковых системах уже существуют спецсниппеты, которые в узкой тематике богаче представляют ответ на сайте. Например, по запросу «рецепт украинского борща» Яндекс показывает пошаговые инструкции. На практике, чем лучше ответ сайта представлен в выдаче, тем лучше трафик на него.

Интерактивные ответы — новые возможности в этом направлении. Они позволят сайту сделать кастомизированный ответ: лучше отрабатывать поисковый контекст, предоставлять real-time данные, анонсировать правильные данные на странице”.

При просмотре примеров новой поисковой выдачи Яндекс Островов у многих владельцев собственных бизнесов возникает вопрос: а где же будет находиться Яндекс.Директ? Неужели он откажется от своего основного источника доходов? И что же делать владельцам сайтов, привлекающим клиентов в основном при помощи контекстной рекламы? Кто-то уже сейчас задумывается о том, что придётся серьезно заняться оптимизацией своих сайтов под “Острова” и надеяться на то, что Яндекс посчитает их ценными для пользователей и покажет в поисковой выдаче.

На самом же деле разработчики Яндекс, похоже, вплотную ещё не занимались решением этого вопроса, но паниковать рано, контекстная реклама останется:

“Сейчас мы занимаемся созданием самого продукта, который понравится пользователям, позволит им быстрее решать свои задачи и увеличит их счастье; о конкретном формате, в котором на “островном” поиске будут показываться рекламные объявления, мы будем думать во вторую очередь. Но мы всегда говорили, что Директ — это часть ответа пользователю на его запрос, важная часть страницы с результатами поиска, которая равноценна органической выдаче. Поэтому будет вполне логично, если острова появятся и в Директе. Сейчас эксперименты с островами не затрагивают рекламные размещения. Когда у нас наметятся изменения форматов рекламы и/или мы запланируем масштабное тестирование выдачи, которое может отразиться на рекламодателях, мы заранее подробно обо всем расскажем”.

Среди оптимизаторов ходят слухи, что блоки объявлений Яндекс.Директа тоже примут вид “Островов” и будут подмешаны в результаты органической выдачи. Подобный принцип сейчас реализован в блогах, где блок контекстной рекламы располагается прямо в тексте статьи, имитируя естественное расположение.

По другим предположениям, сайты будут оплачивать Яндексу своё размещение в ТОПе по принципу Яндекс.Маркета и все первые строки результатов поиска станут платными.

Насколько реальны все эти предположения, покажет время. В России запуск бета-версии алгоритма Яндекс Острова запланирован на июль. Уже сейчас можно подписаться на доступ к ней на странице анонса системы и получить приглашение по почте.

Однако первой площадкой для тестирования новой платформы в июне Яндекс планирует сделать Турцию, где пользователи ещё не настолько привыкли к старому интерфейсу, как в России и радикальные изменения приживутся лучше. Полномасштабный перевод российских пользователей на “Острова”, скорее всего, произойдёт в начале сентября 2013 года. 

Еще больше интересного вы можете узнать в нашем сообществе в Facebook.