Принято считать, что интернет-маркетинг легко поддается исчислениям, но так ли это? Контекст, баннеры, тизеры и другие источники трафика, которые можно разметить UTM-метками, относительно легко анализируются.
А вот эффективность SEO или брендинговых работ посчитать гораздо сложнее:
1. Насколько эффективна каждая тысяча знаков написанного текста?
2. Возможно, следовало написать более короткий, дешевый текст и сэкономить?
3. Насколько эффективна каждая проставленная ссылка, стоила ли она своих денег?
4. Нужно ли тратиться на программистов и внедрять технические рекомендации по SEO, окупятся ли они?
5. Сработает ли выбранная стратегия?
6. Стоит ли тратить бюджеты на долгосрочные вложения: брендинг, развитие ссылочного профиля?
SEO можно измерять. Но нужно терпение, чтобы получить результаты. И конечно, нужно верить в выбранную стратегию и в то, что она сработает.
Одной из услуг на стыке маркетинга и SEO является крауд-маркетинг. Измерение его эффективности является еще более сложным. Давайте разбираться!
Определение KPI и измерение эффективности
Кому предстоит решение этой задачи:
- владельцам бизнеса;
- руководителям маркетингового отдела;
- руководителям SEO-отдела;
- SEO-специалистам;
- маркетологам;
- аналитикам.
Чтобы понять, какие из параметров необходимо отслеживать, сначала нужно определить, на что может повлиять крауд-маркетинг:
- узнаваемость бренда;
- рост позиций в поисковых системах;
- рост органического трафика;
- реферальный трафик по ссылкам;
- рост прямого и брендового трафика;
- улучшение ссылочного профиля сайта.
Для каждого из пунктов ключевые показатели могут быть разными. Давайте рассмотрим основные KPI для крауд-маркетинга в зависимости от выбранных целей.
Строим бренд
Если ваша цель — повысить узнаваемость бренда и, как следствие, увеличить прямой и брендовый трафик, то ключевыми параметрами для вас могут быть варианты, рассмотренные ниже.
1. Рост поисковых запросов по брендовым фразам:
Динамику можно посмотреть через Яндекс.Вордстат или в Google Keyword Planner.
2. Рост брендового и прямого трафика на сайт. Это гораздо более точный параметр, так как статистика находится на вашей стороне. Оцените этот трафик, например, через Google Analytics в разделе:
Или посмотрите брендовые поисковые запросы в разделе Источники трафика>Поисковая оптимизация>Запросы.
Если работаете с Яндекс.Метрикой, загляните в Отчеты>Источники>Сводка:
Брендовый трафик на сайт Отчеты>Источники>Поисковые фразы:
В зависимости от активности, объема и выбранной стратегии эффект может быть как накопительным:
Так и ситуативным:
Нужно учитывать, что не весь трафик является следствием крауд-маркетинга, он накладывается и на другие типы продвижения сайта.
SEO-эффект от крауд-маркетинга
Крауд-маркетинг — составляющая SEO, поэтому оценить исключительно его влияние на продвижение можно, если над сайтом долго не предпринималось никаких действий кроме простановки ссылок с комментариев, форумов, блогов.
Но мы настаиваем на том, что неразумно применять какой-либо способ отдельно, в отрыве от комплекса, и ожидать значительных результатов.
При оценке SEO-эффекта от линкбилдинг-стратегии следует контролировать:
- рост позиций,
- рост трафика,
- качественные показатели ссылок.
Положительную динамику этих показателей можно будет наблюдать при условии верно выполненной работы.
Пример того, как крауд-маркетинг участвует в продвижении сайта, на видео:
Качество выполненных работ
Вне зависимости от того, чьими силами выполняются работы по крауд-маркетингу, итоговый контроль будет осуществлять ответственный SEO-специалист проекта. Рекомендуем обратить внимание на перечисленные показатели.
1. Релевантность и актуальность обсуждения
В примере — свежее обсуждение, но написан комментарий, нерелевантный вопросу человека.
2. Текст сообщения
Признаки верно выполненной работы:
- сообщение должно максимально решать вопрос человека;
- ссылка должна быть не основным содержимым сообщения, а лишь дополнением;
- могут присутствовать ссылки на другие ресурсы, в том числе на конкурентов, для полноты ответа.
Продолжая тематику ноутбуков, вот пример более релевантного и полного ответа:
3. Профиль
Используемый профиль на площадке для размещения комментария должен иметь минимум 20 сообщений и 1—2 недели от даты регистрации. Разумеется, чем старее, тем лучше.
Однако текст комментария гораздо важнее профиля. Если написан дельный полезный комментарий, показана экспертиза, то неважно, насколько это трастовый аккаунт — уровень доверия к нему будет высоким.
При проверке аккаунта стоит обратить внимание на:
- возраст,
- количество сообщений,
- аватар,
- заполненность профиля,
- никнейм.
Есть ли тематический аватар, указана ли релевантная для форума информация, есть ли подпись? Эта информация влияет на доверие, что в свою очередь влияет на CTR (кликабельность) ссылок в сообщениях.
4. SEO-показатели площадки
Если была поставлена задача использовать крауд-маркетинг для улучшения ссылочного профиля, то SEO-параметры выбранных площадок имеют значение.
Рекомендуем использовать максимально простой и надежный способ – оценку по сервису checktrust.ru. Суммарный показатель трастовости достаточно точно характеризует донор и его пригодность для использования.
Если необходимо оценить доноры для европейских и западных площадок, можно использовать сервисы MozRank, Ahrefs Domain Rank.
Важно! Не обращайте внимания на тип полученной ссылки: nofollow, dofollow, redirect. Для естественного ссылочного профиля нужны все типы ссылок.
Для SEO-целей не всегда подходят ссылки с популярных форм комментирования. Но если трафик, полученный посредством данного типа ссылок, будет с хорошими поведенческими, то в конечном итоге это также будет работать в плюс для SEO.
5. Анкоры и околоссылочный текст
Для получения более прогнозируемого результата рекомендуем перед началом работ составить стратегию по околоссылочному тексту и использованию анкоров.
Прямые анкоры (до 20%), а также разбавленный околоссылочный текст эффективно работают для продвижения сайтов. Важно не использовать нечитабельные анкоры, которые будут смотреться спамно, это приведет к удалению постов на хороших площадках.
Отметим, что для реализации анкорной стратегии нужен более высокий уровень исполнителя.
Заключение
Все перечисленные методы дают возможность полностью контролировать процесс и результат крауд-маркетинговой кампании. Да, невозможно оценить эффективность каждой поставленной ссылки, но это правила рынка, которые сложились не только в разрезе ссылок с форумов, блогов, комментариев.
Концентрация на эффективности реализуемого комплексного решения, где крауд-маркетинг является составляющей успешного продвижения сайта, гораздо более важна.
Если вы захотите оценить эффективность крауд-маркетинга отдельно, теперь вы знаете, как это сделать. :)
Статьи выпуска: