Ни для кого не секрет, что продвижение ссылками кардинально изменилось с появлением «Минусинска». И реакция на эти изменения выглядела примерно так:
Что мы сделали
Чтобы оценить масштабы бедствия, мы провели исследование. Мы взяли выгрузку запросов, продвигаемых в системе Rookee, из ТОП 10 выдачи и получили более 15 млн запросов.
Для Яндекса запросы условно были разбиты на три группы: НЧ, СЧ, ВЧ. Для Google делить не стали — тенденции были одинаковы для всех групп.
НЧ — менее 1000 вводов в поисковую строку в месяц.
СЧ — больше 1000, но меньше 10 000.
ВЧ — больше 10 000.
Для полученных групп запросов были выгружены купленные ссылки. Обязательное условие — все ссылки, которые попали в итоговый график, были в индексе Яндекса.
Отметим, что из месяца в месяц кластер запросов в ТОП 10 менялся: мы ежемесячно выгружали данные по ТОПу, а не отслеживали один и тот же взятый изначально кластер.
Индексацию ссылки проверяли по индексации страницы. Т.е. брали сохраненную копию страницы (кеш) и смотрели, есть ли там ссылка.
Что получилось
Март 2015 — отправная точка — обозначена за 100%.
Май 2015 — первая волна «Минусинска».
Июль 2015 — стала заметна сильная тенденция снятия ссылок для НЧ-запросов в ТОПе. Т.е. в ТОПе Яндекса стало больше сайтов с меньшим количеством ссылок.
Апрель 2016 — на текущий момент тенденция к снижению ссылок для запросов в ТОПе сильно замедлилась и почти отсутствует.
По СЧ— и ВЧ— запросам ситуация аналогичная:
В Google, на первый взгляд, ситуация более стабильная. И действительно, продвигаться ссылками здесь значительно легче. Это показывает и график — запросы в ТОПе Google держатся при участии ссылок. Однако надо понимать, что запросы попадают в ТОП не только благодаря ссылкам, но и благодаря другим факторам (например, текстовой и технической оптимизации, работе с коммерческими факторами и т.д.).
Каждый месяц ТОП сильно менялся — на место сайтов, снимающих ссылки, приходили сайты со ссылками. Поэтому значительных изменений на графике не заметно.
Подведем итог всему вышесказанному:
Вывод №1. Яндекс добился своего — объем биржевых ссылок в ТОПе сократился примерно ВДВОЕ.
Вывод №2. Ссылки играют МЕНЕЕ значимую роль в ранжировании, однако в ТОПе Яндекса ссылки еще есть, и они работают. А в Google продвигаться ссылками ПРОЩЕ.
Интересный факт: ТОПы Яндекса и Google практически не пересекались. То есть по одним и тем же запросам в разных поисковых системах присутствуют разные сайты.
Есть ли жизнь в условиях «Минусинска»?
Помимо исследования объемов ссылок в выдаче команда сервиса Rookee рассмотрела жизненный цикл проектов, которые продвигались в сервисе, попали под «Минусинск», вышли из-под него и при этом остались в системе.
Давайте рассмотрим данные по одному из таких клиентов.
На графике показано абсолютное количество ссылок, купленных через Rookee, и процент продвигаемых запросов в ТОПе.
В июне 2015 г. сайт попал под 3-ю волну «Минусинска» и вылетел весь из ТОПа.
Экстренно были сняты почти все ссылки. И в июле с сайта сняли фильтр, но позиции к прежнему уровню не вернулись.
Было решено снова запустить покупку ссылок на сайт, но уже более качественных. В сентябре ссылки начали попадать в индекс, но из-за редких ссылочных апдейтов рост позиций происходил медленно.
В настоящий момент позиции сайта в Яндексе почти вернулись, а в Google количество запросов в ТОПе даже увеличилось!
Этот и другие кейсы показывают, что в эпоху «Минусинска» важно:
— Чистить ссылочную массу! И не забывать делать это регулярно.
— Продумать ссылочную стратегию и закупать качественные ссылки в небольших количествах.
— Продолжать работать над сайтом (тексты, оптимизация, юзабилити и т.п.).
Эксперимент: продвижение со ссылками и без
Важность работы со ссылочной массой показывает и наш эксперимент, проведенный, чтобы оценить вклад ссылок в продвижение.
Были взяты три похожих сайта одного возраста и одной тематики. Для каждого сайта была разработана своя модель продвижения. Бюджет продвижения составил от 15 000 до 22 000 руб.
Сайт №1. Продвижение без ссылок
Данный сайт продвигался только с помощью технической и текстовой оптимизации:
— в начале продвижения были размещены тексты почти на всех страницах сайта, добавлены описания товаров;
— далее проводилась корректировка имеющихся текстов и добавление новых, но уже в меньших объемах;
— были оптимизированы метатеги, настроены robots.txt, карта сайта и зеркала.
На графике показано изменение видимости в поисковых системах и отмечены ссылочные и текстовые апдейты.
Как видно на графике, с небольшими усилиями и скромным бюджетом можно добиться положительных результатов. Однако нужно учесть, что динамика роста слабая, в нашем случае в ТОП за 6,5 месяцев вышли только НЧ-запросы.
Сайт №2. Продвижение ссылками
В данном случае к схеме продвижения предыдущего сайта была добавлена покупка ссылок. Ссылки покупались с учетом параметров, которые пользователи Rookee обычно сами задают в сервисе. Как правило, это ссылки стоимостью 5—10 рублей без учета вложенности и других показателей.
Даже на небольшой бюджет таких ссылок можно купить достаточно много. Однако большинство из них нельзя назвать качественными. Поэтому специалисты сервиса Rookee не рекомендуют такую закупку, т.к. сайт попадает в зону риска и может попасть под «Минусинск».
В нашем случае обошлось без «Минусинска». Динамика роста позиций для Яндекса была скачкообразной из-за редких ссылочных апдейтов. В поисковой системе Google рост позиций более плавный.
Сайт №3. Продвижение ссылками + CheckTrust
Для третьего сайта была выбрана следующая стратегия: текстовая и техническая оптимизация + покупка ссылок с жесткой фильтрацией CheckTrust.
Такие ссылки одинаково хорошо индексирует и Яндекс, и Google.
Отбор площадок с помощью CheckTrust позволил купить небольшое количество ссылок с «живых» сайтов. Результат не заставил себя ждать: уже после первого ссылочного апдейта видимость сайта начала расти. Примечательно, что при таком подходе за 6,5 месяцев помимо НЧ-запросов начали улучшать свои позиции и СЧ-запросы.
Все наши эксперименты и наблюдения позволяют с уверенностью сделать следующие выводы:
1. Ссылки еще работают. Но ссылки не панацея! Деньги нужно вкладывать во всестороннее развитие сайта.
2. Какие ссылки нужны:
- С живых, регулярно обновляемых сайтов.
- С сайтов, сделанных для людей, а не только для продажи ссылок.
- С сайтов, активно посещаемых и используемых людьми.
- С сайтов, с которых будут переходы по ссылке.
3. Ссылочное продвижение сейчас очень сложный и осторожный процесс.
Того, что было 1 год назад, уже не будет!
Статьи выпуска: