Все об интернет-маркетинге
из первых рук
подписаться
на рассылку
нас уже
112 133

Ссылочное настоящее: снимать нельзя оставить

Мы ведем наш дайджест с 2012 года, и обладаем главной базой приемов по продвижению интернет-проектов.




Ни для кого не секрет, что продвижение ссылками кардинально изменилось с появлением «Минусинска». И реакция на эти изменения выглядела примерно так:


Что мы сделали


Чтобы оценить масштабы бедствия, мы провели исследование. Мы взяли выгрузку запросов, продвигаемых в системе Rookee, из ТОП 10 выдачи и получили более 15 млн запросов.

Для Яндекса запросы условно были разбиты на три группы: НЧ, СЧ, ВЧ. Для Google делить не стали — тенденции были одинаковы для всех групп.

НЧ — менее 1000 вводов в поисковую строку в месяц.
СЧ — больше 1000, но меньше 10 000.
ВЧ — больше 10 000.

Для полученных групп запросов были выгружены купленные ссылки. Обязательное условие — все ссылки, которые попали в итоговый график, были в индексе Яндекса.

Отметим, что из месяца в месяц кластер запросов в ТОП 10 менялся: мы ежемесячно выгружали данные по ТОПу, а не отслеживали один и тот же взятый изначально кластер.

Индексацию ссылки проверяли по индексации страницы. Т.е. брали сохраненную копию страницы (кеш) и смотрели, есть ли там ссылка.


Что получилось


Март 2015 — отправная точка — обозначена за 100%.

Май 2015 — первая волна «Минусинска».

Июль 2015 — стала заметна сильная тенденция снятия ссылок для НЧ-запросов в ТОПе. Т.е. в ТОПе Яндекса стало больше сайтов с меньшим количеством ссылок.

Апрель 2016 — на текущий момент тенденция к снижению ссылок для запросов в ТОПе сильно замедлилась и почти отсутствует.

По СЧ— и ВЧ— запросам ситуация аналогичная:

В Google, на первый взгляд, ситуация более стабильная. И действительно, продвигаться ссылками здесь значительно легче. Это показывает и график — запросы в ТОПе Google держатся при участии ссылок. Однако надо понимать, что запросы попадают в ТОП не только благодаря ссылкам, но и благодаря другим факторам (например, текстовой и технической оптимизации, работе с коммерческими факторами и т.д.).

Каждый месяц ТОП сильно менялся — на место сайтов, снимающих ссылки, приходили сайты со ссылками. Поэтому значительных изменений на графике не заметно.


Подведем итог всему вышесказанному:

Вывод №1. Яндекс добился своего — объем биржевых ссылок в ТОПе сократился примерно ВДВОЕ.

Вывод №2. Ссылки играют МЕНЕЕ значимую роль в ранжировании, однако в ТОПе Яндекса ссылки еще есть, и они работают. А в Google продвигаться ссылками ПРОЩЕ.

Интересный факт: ТОПы Яндекса и Google практически не пересекались. То есть по одним и тем же запросам в разных поисковых системах присутствуют разные сайты.


Есть ли жизнь в условиях «Минусинска»?


Помимо исследования объемов ссылок в выдаче команда сервиса Rookee рассмотрела жизненный цикл проектов, которые продвигались в сервисе, попали под «Минусинск», вышли из-под него и при этом остались в системе.

Давайте рассмотрим данные по одному из таких клиентов.

На графике показано абсолютное количество ссылок, купленных через Rookee, и процент продвигаемых запросов в ТОПе.

В июне 2015 г. сайт попал под 3-ю волну «Минусинска» и вылетел весь из ТОПа.

Экстренно были сняты почти все ссылки. И в июле с сайта сняли фильтр, но позиции к прежнему уровню не вернулись.

Было решено снова запустить покупку ссылок на сайт, но уже более качественных. В сентябре ссылки начали попадать в индекс, но из-за редких ссылочных апдейтов рост позиций происходил медленно.

В настоящий момент позиции сайта в Яндексе почти вернулись, а в Google количество запросов в ТОПе даже увеличилось!

Этот и другие кейсы показывают, что в эпоху «Минусинска» важно:

Чистить ссылочную массу! И не забывать делать это регулярно.

— Продумать ссылочную стратегию и закупать качественные ссылки в небольших количествах.

— Продолжать работать над сайтом (тексты, оптимизация, юзабилити и т.п.).


Эксперимент: продвижение со ссылками и без


Важность работы со ссылочной массой показывает и наш эксперимент, проведенный, чтобы оценить вклад ссылок в продвижение.

Были взяты три похожих сайта одного возраста и одной тематики. Для каждого сайта была разработана своя модель продвижения. Бюджет продвижения составил от 15 000 до 22 000 руб.


Сайт №1. Продвижение без ссылок


Данный сайт продвигался только с помощью технической и текстовой оптимизации:

— в начале продвижения были размещены тексты почти на всех страницах сайта, добавлены описания товаров;

— далее проводилась корректировка имеющихся текстов и добавление новых, но уже в меньших объемах;

— были оптимизированы метатеги, настроены robots.txt, карта сайта и зеркала.

На графике показано изменение видимости в поисковых системах и отмечены ссылочные и текстовые апдейты.

Как видно на графике, с небольшими усилиями и скромным бюджетом можно добиться положительных результатов. Однако нужно учесть, что динамика роста слабая, в нашем случае в ТОП за 6,5 месяцев вышли только НЧ-запросы.


Сайт №2. Продвижение ссылками


В данном случае к схеме продвижения предыдущего сайта была добавлена покупка ссылок. Ссылки покупались с учетом параметров, которые пользователи Rookee обычно сами задают в сервисе. Как правило, это ссылки стоимостью 5—10 рублей без учета вложенности и других показателей.

Даже на небольшой бюджет таких ссылок можно купить достаточно много. Однако большинство из них нельзя назвать качественными. Поэтому специалисты сервиса Rookee не рекомендуют такую закупку, т.к. сайт попадает в зону риска и может попасть под «Минусинск».

В нашем случае обошлось без «Минусинска». Динамика роста позиций для Яндекса была скачкообразной из-за редких ссылочных апдейтов. В поисковой системе Google рост позиций более плавный.


Сайт №3. Продвижение ссылками + CheckTrust


Для третьего сайта была выбрана следующая стратегия: текстовая и техническая оптимизация + покупка ссылок с жесткой фильтрацией CheckTrust.

Такие ссылки одинаково хорошо индексирует и Яндекс, и Google.

Отбор площадок с помощью CheckTrust позволил купить небольшое количество ссылок с «живых» сайтов. Результат не заставил себя ждать: уже после первого ссылочного апдейта видимость сайта начала расти. Примечательно, что при таком подходе за 6,5 месяцев помимо НЧ-запросов начали улучшать свои позиции и СЧ-запросы.


Все наши эксперименты и наблюдения позволяют с уверенностью сделать следующие выводы:


1. Ссылки еще работают. Но ссылки не панацея! Деньги нужно вкладывать во всестороннее развитие сайта.

2. Какие ссылки нужны:

  • С живых, регулярно обновляемых сайтов.
  • С сайтов, сделанных для людей, а не только для продажи ссылок.
  • С сайтов, активно посещаемых и используемых людьми.
  • С сайтов, с которых будут переходы по ссылке.

3. Ссылочное продвижение сейчас очень сложный и осторожный процесс.

Того, что было 1 год назад, уже не будет!